Старый биологический возраст повышает риск заразиться и умереть от коронавируса

Врач-эндокринолог: «Если у человека до 45 лет есть седина и морщины, это плохой знак»

С самого начала пандемии стало ясно: наиболее подвержены риску тяжелых осложнений и смерти от COVID-19 пожилые люди и пациенты с хроническими заболеваниями. Однако новая работа исследователей показала, что ускорение так называемого биологического возраста также значительно связано с риском летального исхода больных коронавирусом. Иными словами, если человеку 35, а его биологический возраст перевалил за 60, риски тяжелого течения новой коронавирусной инфекции у него такие же, как у людей старше 60.

«Мы обнаружили связь между ускорением биологического возраста и будущей заболеваемостью, тяжелым течением инфекции COVID-19 и риском смерти от нее. Наши результаты предполагают причинно-следственную связь между старением и COVID-19, определяемую генетической изменчивостью, скоростью старения и бременем хронических заболеваний», - говорится в работе международного коллектива исследователей.

Что такое биологический возраст, почему он может отличаться от паспортного и можно ли обернуть его вспять? Об этом обозреватель "МК" поговорила с заведующей кафедрой эндокринологии и холистической медицины РУДН, профессором Светланой Калинченко.

- Светлана Юрьевна, что такое биологический возраст?

- Начнем с того, что есть старение. Старение – это гликация, "засахаривание" белков. Есть определение Энгельса, что жизнь есть существование белковых тел. Мы начинаем стареть, когда начинает происходить разрушение белков. Этого не должно быть в молодости - до 45 лет.

- Раньше закон считал молодежью тех, кому до 35…

- В мире принята новая классификация возрастов. Считается, что 0-25 лет (раньше 0-18) - это детство. Многие 22-23-летние не только социально, но и физически инфантильны. 25-45 – молодой возраст, и никакой гликации белков в это время происходить не должно. Однако если в организме есть какие-то дефициты, то разрушение белков начинается раньше времени, тем самым запускаются механизмы биологического старения. Поэтому у нас есть паспортный возраст и есть биологический. Они в идеале должны совпадать, а в суперидеале – биологический возраст должен быть меньше паспортного. Люди, которые увлекаются ЗОЖ, нередко ставят себе целью довести своей биологический возраст до значений моложе паспортного. Они контролируют анализы, правильно питаются, занимаются спортом.

- Если человек выглядит моложе своих лет, это равносильно тому, что его биологический возраст невысок?

- Хорошо выглядеть - однозначно не равно иметь молодой биологический возраст. Самым серьезным маркером биологического возраста человека является длина его теломер. Теломеры - это защитные колпачки на наших ДНК. По их длине с помощью анализа крови можно определить биологический возраст. Если теломеры у человека критически короткие, это говорит об очень высоком риске развития серьезных проблем со здоровьем в ближайшее время. Здоровый человек должен умирать во сне; в наше время человек должен жить век, и если он умирает раньше – это преждевременная смерть.

- Что, кроме длины теломер, является маркерами биологического возраста?

- Можно проводить измерение продуктов гликации, есть много разных анализов. С возрастом происходят два процесса, два типа химических реакций в организме - метилирование и ацитилирование. Первое ведет к развитию онкологических процессов, и с возрастом метилирование, которое разрушает ДНК, усугубляется. А ацитилирование - это защита ДНК от повреждений. Уровень метилирования и ацитилирования тоже поддается сегодня измерению с помощью специальных анализов. Самое простое, что можно в рутинной практике измерить, – возраст сосудов. Это выполняется на приборах ангиоскан. Можно сделать ультразвуковую денситометрию - посмотреть возраст костной ткани. Старение происходит неравномерно. У кого-то кости могут быть на 18 лет, а сосуды на 70. Что раньше стареет в организме, зависит от нашей генетики. Еще одним маркером, указывающим на то, что биологический возраст старше паспортного, является седина. Если она появилась раньше 45 лет – значит, пошло старение. У девушек о возрасте говорит нарушение менструального цикла. Как только менструация начинает сбиваться – начались процессы старения. Морщины не должны появляться раньше 45 лет! Только мимические, причем во время мимики.

- Какие-то физические показатели указывают на старение?

- Конечно. Есть простейший прибор динамометр, измеряющий силу. Если все хорошо с мышечной массой и силой, девушки должны выжимать на нем 31, а юноши 45. Кстати, есть интересные тесты, применимые в быту. Например, "Сядька-встанька" – он тоже показывает биологический возраст. Человек стоит, скрестив ноги, потом садится без помощи рук на ягодицы, а потом ему нужно встать без помощи рук. И если он из такого положения не может встать, в течение 3-5 лет можно ожидать серьезные сосудистые катастрофы или хронические заболевания. Есть еще очень хорошие тесты, которые показывают биовозраст – на основании гибкости позвоночника. Если человек достает ладошками до пола – у него молодой возраст. Если только пальцами - то позвоночник у него на 50. Если до середины голени - на 60 лет.

- Какие доктора, кроме гериатров, могут заподозрить, что старение пошло?

- Старение - окислительный стресс. И это может увидеть окулист – когда у пациента появляется катаракта. Катаракта по периферии хрусталика - раннее проявление старения, хрусталик окисляется. И естественно, эти люди с преждевременным старением - в группе риска заболеть чем угодно, и коронавирусом в том числе.

- У какого процента людей сегодня в России биологический возраст старше паспортного?

- Никто не оценивал нашу популяцию с этой точки зрения. По моим пациентам судить сложно – к доктору приходят нездоровые люди, а такое исследование надо проводить среди всех, в том числе среди здоровых. Здоровый человек – тот, у кого нет ожирения, есть нормальный секс, нормальный сон и он не встает ночью в туалет.

- Ожирение – тоже ведь индикатор старения? Его называют одним из главных факторов развития тяжелых осложнений при коронавирусе.

- Разумеется. Ожирения не бывает просто так. Оно не имеет никакого отношения к питанию. К его развитию ведет дефицит жиросжигающих гормонов (витамина Д, омега-3 жирных кислот и, после 45 лет, половых гормонов) либо избыток жиро-аккумулирующих гормонов. Если человек в хроническом стрессе, мало спит, у него низкий уровень мелатонина, ему не хватает гормона сна. Поэтому в период пандемии, я считаю, не допускать до работы следовало в первую очередь людей с ожирением - они в группе риска.

- Биологический возраст обратим?

- Если он повышен у человека, которому по паспорту меньше 45 лет, ситуацию можно поправить. Но если это случается после 45, сложнее. Главная задача врача – удержать возраст на месте, чтобы он через два года не вырос до 80-90 лет. Ведь после 45 идет снижение выработки гормонов, что запускает процессы старения.

- Как корректировать биологический возраст тем, кому нет 45?

- Сначала нужно найти и устранить дефициты – гормональные, метаболические нарушения, которые запустили процесс старения. Это всегда медикаментозно. Например, дефицит железа нельзя восполнить продуктами. Если человек был ветегарианцем 25 лет и вдруг начал есть мясо, низкий уровень железа сохранится. Поэтому дефицит выравнивается препаратами, а потом результат поддерживается правильным питанием. Если проблемы в кишечнике, надо сначала устранить их, а потом поддерживать достигнутое.

Что же касается вирусов, не надо их бояться. Нужно просто периодически, раз в год, делать чек-ап и держать свой биологический возраст под контролем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001