После неудачной борьбы с утечкой воздуха космонавты намерены покинуть МКС

По основной версии, причиной возникновения трещины стала «жесткая» стыковка

 Трещина, через которую уходит воздух из российского модуля «Звезда», могла образоваться после стыковки с кораблем «Союз МС-15» в сентябре 2019 года. Такую версию выдвинули специалисты Роскосмоса, которые решают сейчас, что делать с утечкой воздуха на МКС. Подробности инцидента — в заметке корреспондента «МК».

По основной версии, причиной возникновения трещины стала «жесткая» стыковка

тестовый баннер под заглавное изображение

 Напомним, что первые сообщения об утечке воздуха на МКС появились осенью 2019 года. Весной и летом 2020-го экипаж пытался найти место течи. Было подозрение, что оно находится в американском сегменте станции. Чтобы проверить эту версию, весь международный экипаж даже изолировался в российском жилом отсеке, перекрыв доступ в другие модули. В конце концов, только в сентябре стало понятно, что воздух утекает из российского модуля «Звезда», а точнее, из его переходного отсека ПРК (переходной камеры со стыковочным узлом).

 Щель оказалась такой микроскопической, что ее до последнего времени не мог зафиксировать ни наш, ни американский ультразвуковой прибор, - лишь по манометру космонавты ежедневно фиксировали падение давления, воздух выходил примерно по полтора килограмма в сутки. На прошлой неделе Анатолий Иванишин и Иван Вагнер все же справились с задачей — нашли место утечки при помощи легчайших чаинок, извлеченных из обычного чайного пакетика. Поток воздуха, затягивающий их к одной из стенок ПРК, и указал на место предполагаемой щели.

После этого обшивку, на которую «указали» чаинки, пытались заклеить при помощи скотча, специального пластилина, но все тщетно. В начале этой недели космонавты применили специальную каптоновую ленту, которая  используется для ремонта мелких повреждений оболочки космических кораблей. Но после этого ремонта течь... усилилась. С 19 по 20 октября, как следует из разговора космонавтов с ЦУПом,  давление в ПРК упало на 50 миллиметров ртутного столба, достигнув значения 670 мм рт. столба. В связи с этим возникло много вопросов, ответы на которые мы получили от источника в космической отрасли.

Как могла образоваться щель в обшивке корабля?

По словам собеседника «МК», сейчас в качестве рабочей рассматривается версия повреждения корпуса ПРК при стыковке пилотируемого корабля «Союз-МС-15» 25 сентября 2019 года, которая происходила в автоматическом режиме. Несмотря на то, что  «автомат» обычно делает это очень плавно, при механическом соединении корабля и станции произошел небольшой толчок, который ощущали космонавты. После этого, как следует из трансляции стыковки, они проверили все системы на герметичность, но ничего не обнаружили. «Видимо, не совсем плавная стыковка, удар и образовал микротрещину, которая в первые часы себя никак не проявила», - говорит собеседник «МК».  

Существуют ли средства, которыми можно заклеить микротрещину? 

«Конечно, такие средства есть, но мы сейчас не ставим перед собой задачу заклеить щель намертво, - говорит эксперт. –  Дело в том, что при ширине в полтора микрона она уже вытянулась примерно до 4 см. Падение давления говорит о том, что ее размер, скорей всего самопроизвольно увеличивается, как это происходит с трещиной на стекле автомобиля. Сейчас специально созданная группа решает, какую избрать методику для ее надежной ликвидации. А для этого надо сначала понять, где находится концентратор напряжения». На станции имеется несколько приборов, включая дефектоскоп. Но если этого окажется недостаточно, на грузовом корабле «Прогресс», который по планам, стартует к МКС в декабре, на орбиту доставят другие средства для изучения и ремонта места повреждения обшивки».  

Будут ли эвакуировать космонавтов, если давление на МКС упадет до критического?

По словам специалистов, космонавтам ничего не угрожает. «Мы абсолютно уверены в том, что никакой эвакуации не понадобится, - говорит источник  в отрасли. – Когда говорят о снижении давления, имеют в виду давление только в изолированном пока отсеке ПРК объемом 3,5 кубических метра из общих 916 м3 жилых отсеков МКС». Впрочем, российские специалисты уже сталкивались с ситуацией, когда давление падало до почти критической отметки на станции «Мир». Тогда это происходило из-за  щели, образовавшейся между шлюзовым отсеком и крышкой люка. Специалисты на Земле приняли решение, что космонавты будут эвакуированы со станции при падении давления ниже 420 мм ртутного столба, что соответствовало бы  земной высоте в 5,5 тысячи метров, на которой еще нормально себя чувствуют альпинисты.

Что будет с переходным отсеком «Звезды», если космонавты не залатают щель?

«Мы его просто будем закрывать и все, - говорит эксперт. - При этом он по-прежнему будет использоваться для стыковки грузовых и пилотируемых кораблей в обычном режиме. Ни одна из функций этого отсека не пострадает, включая перекачку топлива». По словам специалиста, выполняя работу по поиску и ремонту щели в корабле, космонавты получают хороший опыт на будущее. 

Между тем,  на 22 октября запланирована посадка спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-16». На Землю после долгой борьбы с утечкой воздуха вернется международный экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Анатолия Иванишина, Ивана Вагнера и астронавта NASA Кристофер Кэссиди. Кстати, помимо работы по ликвидации ЧП, они успели выполнить все поставленные перед ними задачи. На станции останутся россияне Сергей Рыжиков, Сергей Кудь-Сверчков, а также астронавт NASA  Кэтлин Рубинс.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28395 от 21 октября 2020

Заголовок в газете: Станция треснула после стыковки?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру