Физики против лириков: в Москве студентам вузов устроили тест с подвохом

Некоторые гуманитарии считают, что кот Шредингера жив

Разобраться, насколько экономисты и социологи знакомы с законами физики, и наоборот – насколько физики хорошо разбираются в гуманитарных проблемах, решила группа молодых ученых из МФТИ, Президентской академии и университета МИСИС. Они подготовили специальный тест для обеих групп с соответствующими вопросами и по случаю Дня науки, который отмечали 8 февраля, опросили учащихся.

Некоторые гуманитарии считают, что кот Шредингера жив

Опрос проходил в формате «верю-не-верю». В нем приняли участие 1426 студентов из трех вузов. Забегая вперед, отметим, что в среднем более половины респондентов смогли отличить правдивые факты от ложных из «чуждых» им областей знаний, хотя были и исключения.

Например, на вопрос, заданный со стороны физтехов: «Правда ли, что кот Шредингера умер?» большинство гуманитариев (69,8%) ответили отрицательно, хотя на самом деле вопрос был с подвохом, так как однозначного ответа на него не существует.

Для понимания: «кот Шрёдингера» – это мысленный эксперимент, предложенный одним из создателей квантовой механики Эрвином Шрёдингером в 1935 году при обсуждении физического смысла волновой функции. При этом возникает так называемая суперпозиция «живого и мертвого кота», что выглядит абсурдно с точки зрения здравого смысла.

В свою очередь, физикам социологи предложили подумать: так ли вредны соцсети? Большинство студентов технических факультетов (59%) согласились с утверждением, что «люди, которые проводят в соцсетях более десяти часов в день, начинают разговаривать сами с собой, потому что виртуальный мир стимулирует мозг на производство ионотропных рецепторов, что ведет к необратимым изменениям речевых навыков».

Хотя доказательств этому тоже не существует.

Технари также ошибочно согласились с тем, что «люди со щетиной на лице более склонны к высокому социальному статусу по сравнению с бритыми лицами». Они объяснили это с подсознательной ассоциацией такой внешности со зрелостью, уверенностью в себе и успешностью в профессиональной сфере.

А многие социологи и экономисты «прокололись» на физике и информационных технологиях. Так, 51,5% гуманитариев были уверены в том, что «под горизонтом событий в черной дыре тебя порвет на «макароны».

Большинство «лириков» (59,2%) также не верят, что «при угрозах или обещании чаевых LLM (большим языковым моделям) те начинают работать более качественно».

Тут, как ни странно, выяснилось, что... нейросети работают за обещания! По крайней мере, так уверяют исследователи, приводя в пример, что качество работы нейросети возрастает даже при обещании дать ей рубль или полтора.

В целом перевес оказался на стороне физиков. Они более успешно справились с каверзными вопросами от гуманитариев. В частности, 52% опрошенных согласились с  постулатом: «Мозг одиноких людей работает активнее, так как нехватка внешних социальных стимулов заставляет его «погружаться в себя», запуская так называемую «дефолт-систему», которая отвечает за воспоминания, планирование будущего и другие сложные мыслительные процессы».

Верно они ответили и на вопрос про афоризм Льва Толстого «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Их спросили, верно ли то, что экономисты используют этот афоризм при описании систем в период кризиса, когда хорошо приспособленные системы имеют одинаковые черты, а все неприспособленные не справляются с адаптацией каждая по-своему? В итоге 70% физиков согласились с этим невыдуманным фактом.

Таким образом, выяснились две отличительные черты технарей и гуманитариев: одни почему-то верят в «волшебную» силу бороды, другие очень сильно любят котиков...