По красному Марсу текли незамерзающие реки

С доказательствами в пользу этого выступает коллектив ученых, возглавляемый испанцем Альберто Файреном из мадридского Автономного университета

Западные ученые считают, что на Марсе когда-то могла быть вода в жидком состоянии, несмотря на низкую температуру на поверхности Красной планеты.

При помощи компьютерной модели группа Файрена показала способность жидкостей, содержащих растворенные минералы, не замерзать при температурах ниже 273 кельвинов, то есть точки замерзания чистой воды.

«Наши выводы очень хорошо согласуются с данными, полученными из исследований Марса космическими аппаратами, и удачно демонстрируют, что раньше Марс вполне мог быть точно таким же холодным, как и в наши дни, и, вместе с тем, иметь воду на своей поверхности», - говорят исследователи. Отчет об исследовании был помещен в авторитетном журнале Nature.

Коллектив ученых из Автономного университета вместе с американскими коллегами из NASA's Ames Research Center в Калифорнии, выбрал для своей модели базальтовые породы, принесенные с поверхности Марса посадочными космическими аппаратами.

Астрофизики исследовали химический состав этих марсианских горных пород. Их анализ выявил, что из-за содержания минералов температура замерзания воды на Красной планете могла быть значительно ниже критической, что очень даже может служить объяснением главного марсианского климатического парадокса - наличия жидкой воды при отрицательных температурах.

Таким путем, по допущению астрономов, устойчивость марсианских жидкостей к низким температурам может объяснить активность минерализованной воды на поверхности Марса при температурах ниже 273 по К.

Уместно напомнить, что проблема наличия воды на Марсе является ключевой для ответа на вопрос, была ли когда-то на этой планете жизнь.

Кстати, недавно НАСА обнародовало результаты с марсохода Opportunity. Он исследовал кратер Виктория и обнаружил следы дождей, шедших свыше миллиарда лет назад. По данным марсохода, в глубине Марса в прошлом были грунтовые воды. Однако могло ли это привести к появлению жизни, пока неизвестно.

Самым интересным открытием, по мнению ученых, стало обнаружение нескольких влажных и сухих периодов в истории Красной планеты. Их следы остались в слоях видимых на склоне кратера минералов, и ученые впервые установили, как именно менялся климат планеты в прошлом.

Сегодня средняя температура на Марсе составляет -55С, а на полюсах планеты зимой бывают и морозы ниже -100С. Однако  обнаружение следов воды в глубинных слоях дает нам право рассчитывать на то, что где-то под камнями жидкая вода все-таки могла сохраниться и по сей день.