— Чрезвычайное внеочередное собрание РАН посвящено критически важной теме — обсуждению законопроекта «О реформе РАН», внесенного в Госдуму два месяца назад, — задал тон обсуждения президент РАН Владимир Фортов. — Мы должны обсудить в первую очередь риски, с которыми наша наука может столкнуться. Поэтому собрание будет важнейшим этапом борьбы ученых страны против попыток разрушить отечественную науку и создать ее бюрократическую модель.
С внесением в парламент скандального законопроекта академики оказались на развилке: конфронтация с властью, покусившейся на РАН, или конструктивное сотрудничество с ней, включая «доводку» реформы академии. За конфронтацию не высказался никто.
— Мне еще академик Александров говорил: «Жорес, бороться с властью все равно что писать против ветра». Да и чего бороться: мы-то как раз выступаем за реализацию предложений Путина создать к 2020 году 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, — взял слово академик Алферов. — А разрушив РАН, этого не сделать. Поэтому надо возвращать закон к первому чтению!
Академики и сами виноваты в том, как власти взялись реформировать РАН. Особенно — прежнее руководство академии, признал Фортов:
— Мы опоздали с реформой на 5 лет. Сигналы о необходимости реформирования шли давно, но не доходили до научных сотрудников. И вот итог: реформа застала нас врасплох.
Правда, ко второму чтению законопроект, по словам Фортова, несколько улучшился: академии вернули статус государственного учреждения, управлять ее хозяйством должно агентство, которое возглавит сам Фортов, сохранились принципы выборности директоров академических институтов. Но к третьему чтению президиум РАН подготовил новые поправки. Вот только судьба их непонятна: 3-е чтение внесение поправок не предполагает. Тем не менее президиум РАН рассчитывает свои поправки «протолкнуть» (например, такие как: сохранение РАН и ее основных структур — институтов и отделений; сохранение социальной сферы академии; выборность директоров). Впрочем, значительная часть членов Академии считает законопроект неприемлемым в принципе и настаивает на возврате к 1-му чтению.
При этом в любом случае Академию надо реформировать. А заодно и разобраться с обвинениями в злоупотреблениях, выдвигаемых против прежнего руководства, считает академик Владимир Захаров: «Предлагаю создать собственную комиссию по расследованию деятельности президиума.» Кроме того, резкую критику академиков вызвал фильм, показанный на днях на одном из телеканалов.
— На Академию наук был вылит целый ушат лжи, — сказал с негодованием Фортов. — Я, например, узнал из этого фильма, что живу на одной лестничной клетке с академиком Юрием Осиповым. На самом деле это совсем не так.
Фортова поддержал и Захаров. Он указал на то, что показанные в фильме фотографии трехэтажной дачи академика Геннадия Месяца — тоже фальсификация.
— Оказалось, — сказал Захаров, — что данная дача принадлежит бизнесмену, живущему по соседству с Месяцем.
Корреспонденту «МК» удалось поговорить с президентом РАН Владимиром ФОРТОВЫМ.
— Владимир Евгеньевич, вы можете описать текущую ситуацию, которая складывается вокруг академии?
— Хочу подчеркнуть высокую ответственность и искреннее желание помочь стране, которая присуща почти всем академикам. Это сегодня прозвучало в каждом выступлении. События таковы, что закон претерпел серьезные изменения, Путин взял контролирование на себя, ситуация повернулась на 180 градусов, стала более четкой, более ответственной со стороны всех участвующих сторон. Мы сегодня готовимся к 3-му чтению в Госдуме, чтобы внести как можно больше поправок. Главная из них — только профессионалы, которые показали свой научный уровень, должны руководить научными коллективами. Мы против того, чтобы это делали чиновники.
— Перечислите те основные позиции, по которым вы хотели бы внести поправки.
— Первый пункт — Академия наук не ликвидируется, она будет преемницей 300-летней Петровской академии наук. Второе: РАН — не клуб ученых. В проекте было разделение нашей академии на сообщество академиков и научно-исследовательских институтов. Мы против этого. Академия наук — это творческая организация, в которой производятся научные знания, и делить ее предложенным образом невозможно, это означало бы гибель науки. Третья позиция: мы считаем, что региональные отделения РАН — Сибирское и Уральское — должны сохранить статус юридических лиц. Я как президент РАН против того, чтобы диктовать людям, находящимся от нас в тысячах километров, как вести научную работу. Также мы считаем, что нужно сделать так, чтобы объединение трех академий в одну происходило бы не сразу, а в течение трех лет.
— Владимир Путин одобрил все поправки. Та, что касается ваших предложений по усечению функций вновь создаваемого агентства в плане управления имуществом, тоже?
— Да, президент поддержал нас в том, что агентство должно управлять только хозяйственной деятельностью. Что же касается научного руководства и назначения директоров институтов — это должно остаться за академией. Единого мнения у нас по этому вопросу нет пока только с Министерством образования и науки.
— Скажите, вы не будет подавать в суд на создателей фильма-фальсификации?
— Нет, мне важнее мои честь и совесть, а не подача иска.