Вперед мозгами

Можно ли поумнеть по собственному желанию?

Ежегодно в свет выходят сотни книг из серии «Тренажер для ума и IQ», «Супермозг за два месяца», «Как повысить свой коэффициент интеллекта» и т.п. Если судить по количеству такого рода чтива, человечество  страстно жаждет поумнеть, а кое-кто и отважно замахнуться на сократовские и эйнштейновские высоты мозга. Чувствуя спрос, все новые и новые авторы пытаются подцепить на кончики своих перьев и донести (с разной степенью адекватности) до массового читателя алгоритмы, благодаря которым он сумеет пробудить в себе мыслителя. Однако можно ли, будучи взрослым, развить свои интеллектуальные способности? Или все, что доступно нам, так это пополнение счетов дельцов от книгобизнеса, бесстрастно зарабатывающих деньги на нашем желании поумнеть?

Об этом «МК» расспросил ведущих ученых, психофизиолога, профессора и руководителя группы изучения мозга человека биологического факультета МГУ им. Ломоносова Александра КАПЛАНА, директора Института мозга человека РАН Святослава МЕДВЕДЕВА,  директора Института когнитивной нейрологии СГА Ларису КАЧАЛОВУ и ведущего научного сотрудника, доктора психологических наук Анатолия ВОРОНИНА из Института психологии РАН.

Можно ли поумнеть по собственному желанию?
Рисунок Алексея Меринова

Как измерить IQ Пушкина?

В то время как одни мечтают подтянуть свой коэффициент интеллекта из праздного интереса, для других это становится насущной необходимостью. Боссы крупных компаний не прочь прогнать соискателей вакансий через «потогонные» интеллектуальные тесты, прежде чем решить, нужен ли такой работничек в штате вообще или нет.

— Насколько оправданно применение тестов IQ при приеме на работу?

Александр КАПЛАН: IQ — это количественный параметр, измеряющий навыки человека решать поставленные в тесте задачи (собирать из букв слова, переставлять в клеточках цифры, выявлять математические и пространственные закономерности) и скорость выполнения заданий. И никак уж не коэффициент интеллекта. Допустим, один человек набрал по результатам IQ-теста 110 баллов, другой 99. Это не значит, что один умнее другого. Это означает, что у первого конкретный навык развит лучше, чем у второго.

Святослав МЕДВЕДЕВ: Тесты IQ все же слишком однобоки для выявления человеческого потенциала. Для этого необходимо оценить сотни различных показателей, а не только умение концентрироваться и логически мыслить. Я знаю крупных ученых, не умеющих решать такие задачи. У них просто по-другому устроена голова. Я думаю, что какой-нибудь режиссер вообще не сможет пройти подобный тест, потому что он иначе думает.

Лариса КАЧАЛОВА: Интеллект — это умение точно решать задачи по заранее установленному алгоритму, пользоваться стандартными, «накатанными» схемами». Однако для человека с сильным креативным началом те же тесты IQ — сродни прогулке по болоту: он начинает искать свой путь, бродить по местности, изыскивая новые решения, предлагая альтернативы и... увязая по горло, показывая провальные результаты. Бесполезно принимать человека на работу, особенно творческую, ориентируясь исключительно на тесты IQ.

— Но гении-то, наверное, все равно обладают высоченным IQ? Если не все, то через одного...

Анатолий ВОРОНИН: Допустим, у нас есть гениальный поэтический продукт, созданный Пушкиным. Но сказать, благодаря каким психическим функциям он был получен, практически невозможно. Может статься, что Пушкин, как поэт, был выдающимся и обладал высочайшим вербальным интеллектом, но его умственные способности, допускаю, могли быть при этом средними. Это вещи не взаимосвязанные.

Путем длительных упорных тренировок вы можете приноровиться решать такие тесты, формально как бы повысив свой IQ на 5–10 пунктов. От авторов, мечтающих поднатаскать обывателя на решение типовых задач, как говорилось выше, отбою нет. Но вот только станете ли вы после этого умнее в целом? Не факт. Вы просто научитесь решать тесты.

Кузнецы своего ума

Суровая правда жизни заключается в том, что от природы мы все рождаемся генетически разными.

Анатолий ВОРОНИН: Эта проблема была поставлена лет 30 назад, когда были проведены психогенетические исследования на разлученных близнецах. Они показали, что общий интеллект процентов на 70% — это генетически наследуемый фактор, и лишь на 30% он определяется окружающей средой. Даже если создать идеальные условия развития и использовать самые современные методики, уровень интеллекта у взрослого человека можно увеличить примерно на 10–11 единиц. У детей эта разница больше. Если заниматься ими с начальной школы, то есть шанс «прибавить» IQ единиц на 15. Таким образом, ребенок, обладающий нормальным интеллектом, разовьет его до показателя «чуть выше среднего» или, не исключено, вплотную подойдет к границе высокого. Но сделать из среднего (100 баллов) высокий (120 и выше) все равно не получится.

— Неужели все-таки прыгнуть выше головы нельзя?

Лариса КАЧАЛОВА: Нельзя! Улучшать что-то можно только в пределах заданного природой диапазона. Когнитивные способности, как и слух, у кого-то выражены в большей степени, у кого-то в меньшей.

Но заложенное генами зависит еще и от того, насколько ребенку повезет с чутким окружением. Допустим, родители разглядели в чаде «абстрактника», поместив с ранних лет в соответствующую обучающую среду, и получили впоследствии именитого математика. Ошибись и отправь они тогда его в театральный кружок, превратился бы ребенок с годами в посредственного актера.

Вместе с тем по мере взросления вы получаете большую возможность выбирать, в каком направлении вам двигаться и, несмотря на диктат генов, во многом остаетесь кузнецом своего ума. Человек с хорошими общими способностями может блестяще реализовывать себя на самых разных поприщах (есть такие, кому и «физика» и «лирика» даются одинаково легко). Однако, подчеркивают ученые, если речь идет о трудолюбивом индивидууме, то он, даже будучи скудно одаренным от рождения, на практике добивается гораздо больших высот, чем его более талантливый, но менее пассионарный ровесник.

Наконец, поскольку редко какая функция используется человеком на все 100%, мы, по сути, так до конца и не знаем, где находятся пределы наших генетических способностей. И при желании хоть всю жизнь можно исследовать свой потенциал, учась использовать по максимуму то, что дано нам матушкой-природой. Есть и вариант номер два: расслабиться и получать удовольствие от простых радостей жизни, возможно, так никогда и не узнав, что в нас скрывались задатки ума, равного по силе ломоносовскому. Кстати, многие этот путь как раз предпочитают, слишком рано и накоротке сходясь с другой матушкой — ленью — и закапывая под ее чутким руководством все свои гениальные идеи в землю. Так что нечего на гены пенять, коли воли к саморазвитию недостает.

Знай, старичок, свой шесток

Испокон веков на Руси считали: «у бабы волос долог, а ум короток». В XXI веке мы ненамного отошли от этой «народной» мудрости. По-прежнему один из любимых мужских коньков — это интеллектуальное превосходство сильной половины человечества над слабой.

— Правда ли, что если ты женщина, то шесток твой заранее определен, хоть зачитайся «айкьюшными» книжками?

Лариса КАЧАЛОВА: Не будем отрицать: мужской и женский мозг — действительно разный. Но и сравнивать, какой из них лучше, эффективнее, смысла не имеет. У мужчин лучше развиты пространственные функции, женщины более наблюдательны и чувствительны к деталям, больше способны, пользуясь современным сленгом, к тюнингу. Мужская сфера — это сфера интеллектуальных прорывов, но шлифовка их открытий гораздо более талантливо получается именно у представительниц прекрасного пола. Природе нужно и то, и другое. А мозг, обладающий одновременно и мужскими, и женскими качествами, вне зависимости от гендера своего носителя, способен подняться до высот гениальности, так как имеет максимально широкую область охвата.

— Действительно ли мы используем только 5% своего мозга или это распространенное заблуждение?

Святослав МЕДВЕДЕВ: Чем более сложную, необычную, творческую задачу выполняет человек, тем больше отделов мозга участвует в работе. Допустим, вы впервые сели за руль. Для вашего мозга — это нестандартная ситуация, и он будет задействован в этот момент почти полностью, тогда как для водителя со стажем поездка на машине — рутина, и он ведет ее практически на автопилоте.

— Досадные ярлыки навешиваются и на представителей «третьего возраста», переживающих время золотого листопада. Перевалил за шестой десяток? Никогда не суйся — не справишься, не успеешь, не поймешь. Сиди на завалинке и лузгай семечки.

Лариса КАЧАЛОВА: Представление о том, что с возрастом человек неизбежно несет интеллектуальные потери, не более чем стереотип. Наоборот, существуют данные, что с возрастом мы приобретаем определенное преимущество — так называемую интегральность мышления. Образно говоря, молодой мозг за деревьями еще не видит леса и плохо обобщает информацию. Основное его преимущество — быстродействие. А пожилой мозг — это больший багаж знаний, к тому же систематизированных, хотя оперативная память у него похуже. Зато он — лучший стратег! Несколько лет назад мы приняли в наш институт 82-летнего студента, из деревни, который в свое время только школу и закончил. И вот на старости лет, будучи выбранным депутатом районного совета, он решил освоить юриспруденцию. Дедушка показывал отличные результаты, но на него стали оказывать социальное давление, вплоть до того, что в родной деревне устроили обструкцию. И наш «экспериментальный дед», к сожалению, не выдержал насмешек, отказался от учебы. А жаль. Он ничуть не уступал иным молодым студентам.

Homo Sapiens глупеет?

— Если же с волей все в порядке, то остается дерзать, и не исключено, что путем регулярных умственных занятий вам удастся прослыть Сократом среди своих друзей и коллег. Могут ли принести какую-то пользу в этом лоточные методики?

Лариса КАЧАЛОВА: В большинстве своем авторы таких пособий — не психофизиологи, а психологи, злоупотребляющие словом «мозг». И их советы — это, скорее, психологические тренинги. Среди множества рекомендаций попадаются и очень дельные, которые вселят в вас уверенность и научат нешаблонным подходам.

— В чем еще польза «книжных головоломок»?

Александр КАПЛАН: Головоломки развивают навык к усидчивости, внимательности, умению довести дело до конца. Многие не решают проблему как раз из-за того, что у них не хватает терпения — и они бросают начатое на полпути. Так что у меня лично двойственное отношение к таким пособиям: даже самая завиральная книжка про мозг полезна, потому что повышает интерес людей к нему. Кто-то поверит в то, что написано, другого, более критично мыслящего, информация не удовлетворит — и он начнет искать более серьезную литературу, посвященную проблемам человеческого мозга. В то же время в продаже сегодня, например, встречаются книги, описывающие некое психотронное оружие и его влияние на мозг. И легко внушаемый человек, поверив в это, надевает на голову кастрюлю и ходит в ней по городу. Мне не раз звонили акцентуированные личности и с вкрадчивой любезностью интересовались: «Александр Яковлевич, вы не могли бы вытащить из меня чип?». Это вот последствия такой «литературы».

Святослав МЕДВЕДЕВ: Мы стали меньше мыслить. Сейчас даже не все дети таблицу умножения знают. Зачем? Они же все считают на калькуляторах. Они не стремятся запоминать, ведь есть поисковые системы. Мы перестали читать классику. Информация поступает к нам в абсолютно разжеванном виде. В ряде экспериментов мы просили испытуемых вспомнить, когда было Бородинское сражение или Куликовская битва. Не важно, назовет человек при этом 1811 вместо 1812 года или 1386 вместо 1380 года. Главное, чтобы он назвал какую-то близкую к реальной дату. Так вот наши научные сотрудники, родившиеся в 1950–1960-х годах, отвечали пусть с ошибками, пусть с каким-то разбросом, но очень верно — с разницей в несколько лет. А их более молодые коллеги, к которым я подходил с вопросом: «Кто и когда отменил в России крепостное право?» — выдавали ответы в духе: «Царь Александр III в 1918 году». Я не шучу. Понимаете?! Когда вы говорите «сегодня на нас обрушивается больший объем информации», это и больший объем шелухи. Раньше люди вашей профессии, журналисты, знали наизусть Гомера. А сколько современных журналистов могут этим похвастать?

Желай осторожней!

— На самом деле интеллект часто путают с адаптированностью. Нам кажется, что мы хотим стать умнее, тогда как в действительности подспудно мечтаем более успешно проявлять себя в социуме.

Лариса КАЧАЛОВА: Вот, к примеру, подходит к вам на улице женщина в длинной цветастой юбке, с золотыми зубами и говорит: «Дай, погадаю». И в два счета вас обрабатывает, после чего вы лишаетесь кругленькой суммы денег. Вопрос: она умная? И тут мы подходим к классификации типов интеллекта. Есть интеллект вербальный, невербальный, социальный. Последний часто доминирует у профессиональных уличных гадалок. Зачем им задачки абстрактные решать, когда семью кормить надо? Теперь сравним ее с Перельманом. Кто из них умнее? Каждый по-своему. Гадалка, если надо, «сделает» Перельмана в два счета на коммуникативном поле. Социальный интеллект, если мы воспитываем человека для жизни, а не для науки, важнее, поскольку играет ключевую роль при адаптации в обществе.

Получается, что когда мы декларируем миру: «Желаю стать умнее», — мы должны честно разобраться с тем, чего же мы хотим на самом деле?

Часто за этим желанием, как уже говорилось, кроется стремление быть успешней или счастливей, но тогда не надо упускать из виду, что достижение этих состояний в нашем обществе гораздо больше зависит от развитости социального интеллекта, от родственных связей, от житейской сметки и умения оказываться в нужное время в нужном месте, чем от того, насколько быстро и эффективно мы способны проскакивать лабиринты тестов IQ. К слову, чем более умен человек, тем он, как правило, более амбициозен, а значит, зачастую в сухом остатке менее удовлетворен собой, тогда как человек среднего интеллекта и невысокого полета более счастлив и доволен своей жизнью.

Вместе с тем никто не отменял истину «я мыслю, следовательно, я существую», и не стоит останавливаться в своем интеллектуальном развитии, даже когда за вами захлопнулись двери школы и вуза. Не стоит хотя бы из чистого себялюбия, ведь развитие ума, обучение новому не только благотворно сказывается на интеллектуальных способностях, но и продлевает, по мнению ученых, жизнь, сохраняя ум и в старости острым и ясным.

Только помните, что мы все созданы Творцом разными: каждый — со своей уникальной скоростью освоения, осмысления новой информации и ее запоминания. Один схватывает на лету, другому надо повторить несколько раз, прежде чем материал будет им «переварен», но это не означает, что он тупой. Да, некоторые рамки, заданные природой, существуют. Но никто, кроме нас самих, точно не сможет определить диапазон этих рамок. А значит, правы были древние, говоря, что нет предела совершенству.

ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ УМА

«Не важно, чему учиться. Просто делайте то, чего вы раньше никогда не делали. Тогда ваш мозг будет находиться в активном состоянии. Освоение нового — это лучшее лекарство для него, а любые головоломки — как витамины».

«Своеобразный мотор интеллектуального развития человека — познавательный интерес. Но часто родители сами осаживают своих детей-почемучек, отбивая охоту к постижению мира: «Что ты глупости говоришь?». А ведь именно дурацкие вопросы — один из тех мостков, что может привести к творчеству. Не только не злитесь на любопытство малышей, но и станьте почемучками вместе с ними!»

Больше двигайтесь! Хотите развить мозг — тренируйте координацию движений, записавшись в танцевальный зал, бассейн или на занятия аэробикой. Через один вид интеллекта (в данном случае — физический) можно повлиять на другой. Научитесь владеть своим телом, и вы почувствуете, что ваши интеллектуальные способности усилятся, окрепнут, а мышление станет более гибким и пластичным.

Если вы — правша, то попробуйте подключить к работе резервы другого полушария: к примеру, обучившись письму левой рукой. Это позволит вам в будущем более эффективно решать те житейские уравнения, которые так любят подкидывать нам прядущие нити судеб парки.

Развивайте память, неустанно пополняя лексический запас вашего родного языка или изучая иностранный. Довольно эффективное упражнение — разгадывание кроссвордов и головоломок.

Один из лучших тренажеров для ума — чтение. Почему нужно читать книги, а не смотреть фильмы? Потому что в книгах не только показано, как поступил герой, но и объяснено — почему. И когда вы столкнетесь с аналогичной ситуацией в жизни, вы будете понимать, как надо или не надо поступать и какие мотивы могут двигать в этот момент человеком.

Приучайте себя к размышлению. Часто человек проглатывает нужную информацию, не удосужившись ее пережевать. Стоит ли удивляться, что при извлечении неправильно заархивированных файлов позже возникнут трудности?

Находите в себе силы каждый день познавать новое. Ищите мотивацию (особенно важна она для людей в возрасте). Люди, интересующиеся окружающим миром, обладают живостью ума и хорошей памятью до старости.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру