Президиум РАН остановил «машину времени»

От ученых больше не требуют переченя их будущих статей на три года вперед

Финансисты получили от ученых от ворот поворот. Их попытка запихнуть фундаментальную науку в узкие рамки, заставив исследователей на три года вперед спланировать свои научные статьи в рейтинговых журналах, потерпела фиаско. По одной простой причие — у ученых нет машины времени, а без нее спрогнозировать заранее количество статей нереально. Заявление с просьбой изменить данное предписание Комиссия по общественному контролю за ходом и результатами реформ в области науки передала руководству РАН и Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Их требование было рассмотрено, и на днях ученым практически вернули прежний порядок планирования работ.

От ученых больше не требуют переченя их будущих статей на три года вперед

«В течение двух дней представить по каждой теме научно-исследовательских работ института «количество статей, опубликованных в рецензируемых отечественных и рейтинговых зарубежных журналах в рамках проводимых фундаментальных исследований (единиц)» за 2014, 2015 и 2016 годы». Это предписание от Президиума РАН получили в начале все институты. На основе сведений о будущих статьях в журналах чиновники должны были составить государственное задание для каждого института. Причем, по словам членов президиума РАН, предписание было получено не от ФАНО или Минобрнауки, а от финансистов, которые должны рассчитывать будущие расходы на науку.

Однако чиновников ждало разочарование: никто из ученых не согласился составлять план своих будущих статей.

Мы понимаем, чиновникам нужны были четкие индикаторы, - поясняет нам член Комиссии Галина ЧУЧЕВА. — Запланировано институтом, к примеру, три статьи, значит, - можно давать ему соответствующее задание, выделять под работы денежные средства. Но так не бывает и не было никогда, - работы в фундаментальной области исследований не всегда заканчиваются статьями, особенно, когда работа находится на экспериментальном этапе, когда только создаются какие-то установки или выращиваются необходимые структуры. И потом, чтобы опубликовать одну статью в хорошем, авторитетном журнале, исследователям порой приходится ждать по полгода или по году. Кто может планировать публикации при таком порядке вещей?

- А как было раньше?

- Раньше, согласно плану РАН по инициативным работам фундаментальных исследований, каждый институт, лаборатория тоже должны были писать планы. Но в них не требовалось отражать число будущих публикаций. Ученые должны были изложить только содежание будущей работы на год- два -три вперед.

- В общем, разум в данном случае победил, вам вернули прежний порядок планирования?

- Да. На сайте Академии наук на этот счет появилось обращение к руководителям институтов, в котором говорится, что вместо статей в качестве единицы измерения предлагается теперь использовать количество работ, которые ученые планируют провести в рамках своей темы. К примеру, ученый может написать о том, что он планирует провести исследование электрофизических свойств той или иной структуры, и этого будет достаточно. Конечно, статьи по итогам работ у нас тоже будут, но планировать их заранее невозможно.

Реформа РАН