Гайд-паркинг

Стороны не проявили договороспособности, и времени отрегулировать ситуацию с Триумфальной площадью не хватило: что дальше?

Стороны не проявили договороспособности, и времени отрегулировать ситуацию с Триумфальной площадью не хватило: что дальше?

Мне нередко задают вопрос о перспективах Движения-31. Мне трудно на него ответить, потому что ответ должен включать в себя две составляющие: как поведут себя граждане и как поведет себя власть. И то и другое можно оценивать лишь предположительно.

Единственно возможный ход рассуждений должен опираться на историю развития Движения-31. А оно уже имеет историю, потому что продолжается более года, заявки на митинг на Триумфальной площади в защиту статьи 31 нашей Конституции за этот срок подавались одиннадцать раз.


Рассмотрим, как развивалось Движение-31 с точки зрения участия в нем граждан.


Первая заявка была подана Эдуардом Лимоновым перед 31 января прошлого года. Он получил отказ, но тем не менее его сторонники вышли на Триумфальную площадь и были разогнаны. Митинги эти были немноголюдными и не вызывали никакого резонанса в обществе. В июле Лимонов обратился ко мне. Он надеялся, что участие в акции правозащитников сделает ее приемлемой для властей. Ведь нам в отличие от него довольно часто удается согласовать с властями наши мероприятия.


31 августа 2009 года я впервые участвовала в этой акции в качестве наблюдателя вместе со Львом Пономаревым и коллегами из Молодежного правозащитного движения. Благодаря участию правозащитников акция на Триумфальной впервые освещалась в российских и зарубежных СМИ и стала заметным событием. Но тем самым мы невольно привлекли и внимание властей. Триумфальная площадь оказалась наводнена милицией, ОМОНом, которые отмобилизовались так, будто Москве угрожает захват какой-то хунты. Участников было не так уж много, всех впечатлило именно скопление противопоставленных им сил. Журналисты сообщали в основном об этом.


После 31 августа я согласилась быть в числе заявителей митинга. Но надежды на то, что власть согласится на его проведение, если среди заявителей будет председатель всемирно известной Московской Хельсинкской группы, не оправдались. Нам по-прежнему предложили провести митинг на бульваре Шевченко или на Болотной площади, но не на Триумфальной. Хотя в заявке мы подчеркивали, что хотим создать традицию, и поэтому для нас принципиально важно, чтобы митинг всегда проводился на Триумфальной. Поскольку предоставить нам это место городские власти отказались, мы публично заявили, что митинг проводить не будем. Это значит, что не будем использовать звукоусиливающую аппаратуру, не будет знамен и плакатов, но, чтобы укрепить традицию, мы выйдем на Триумфальную площадь с бейджиками или стикерами “Статья 31 Конституции РФ” или просто “31” и молча постоим там какое-то время. Ведь этого никакой закон не запрещает.


Идея сработала. Начиная с 31 октября прошлого года постоянно увеличивалось количество тех, кто приходил в этот день и час на Триумфальную площадь, несмотря на то что для многих  это оборачивалось задержанием, подчас очень грубым, и административным судом. Идею площади поддержали Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр “Мемориал”, Всероссийское движение за права человека, молодежная организация “Оборона” и оппозиционное движение “Солидарность”. Начиная с 31 января нынешнего года акции в защиту статьи 31 Конституции в тот же день стали проходить в других российских городах и даже за рубежом. А с мая мы стали писать в своих заявках не, как прежде, что “мы хотим создать традицию”, а что “уже существует традиция”.


Все больше российских граждан сознают необходимость защиты статьи 31 Конституции РФ. На площадь выходят люди, ни в каких акциях протеста прежде не участвовавшие. Это люди разного возраста и социального положения, но все они ощущают наступление властей на конституционные права граждан и готовы ему противостоять. В ходе одного из недавних опросов на тему, какое событие последней недели вы считаете самым важным, на первом месте (24%) был ответ: события 31 августа на Триумфальной площади; для сравнения, вояж Владимира Путина на “Ладе Калине” сочли самым важным событием недели 17% опрошенных. Можно утверждать, что традиция защиты конституционных прав успешно привилась. А следовательно, можно прогнозировать, что эту традицию будет поддерживать все большее количество граждан и в Москве, и в других городах. И что международная поддержка Движения-31 будет усиливаться.


Теперь рассмотрим реакцию на эту тенденцию со стороны властей.


Каждое 31-е число Триумфальную площадь и окрестности заполняют крытые грузовики и автобусы, доставляющие сюда милиционеров, а также автобусы, которые загружают задержанными для доставки их в отделения милиции. Там на них составляют протоколы как на нарушивших общественный порядок и направляют эти протоколы в районные суды. Представьте, какие огромные человеческие и денежные ресурсы расходуются на эти цели. Но только устрашающими акциями дело не ограничивается. Каждый раз власти создают видимость занятости площади другими мероприятиями, но все это выглядит неубедительно, порой до комичности. Так, 31 августа прошлого года площадь была занята якобы соревнованиями велосипедистов, а на самом деле там крутили педали велотренажеров два неспортивного вида толстяка. 31 декабря 2009 года заявили на Триумфальной предновогоднее народное гулянье, но при этом огородили елку так, что подойти к ней было невозможно. К тому же в суде, куда заявители обратились с жалобой на незаконность отказа в проведении акции, выяснилось, что в момент подачи нашей заявки не было постановления властей о проведении массового гулянья. И суд признал незаконным отказ в проведении митинга.


А 31 марта и 31 мая нынешнего года выдумка оказалась еще глупее: заявили, что прокремлевские молодежные организации будут собирать на площади кровь у доноров. Но люди, отправившиеся туда добровольно сдавать кровь, обнаружили, что в палатке, установленной для этой цели, им готовы определить группу крови, не более того. В эти же дни на Триумфальной проводились демонстративно многолюдные сборища “Молодой гвардии” с речами, песнями, плясками, с гремящими репродукторами. Нам же по-прежнему оставалась узкая полоска по периметру ограды.


После 31 мая, когда там собралось особенно много самых разных людей, происходящее, похоже, заинтересовало федеральные власти. Я имею в виду Администрацию Президента. По всей видимости, оттуда была дана отмашка избежать позорного противостояния силовиков гражданам, мирно защищающим свое конституционное право. Со стороны властей была сделала попытка предоставить нам возможность провести митинг на Триумфальной площади, но переговоры начались в последние дни перед подачей заявки, велись они наспех, обе стороны не проявили договороспособности, и времени как-то отрегулировать ситуацию не хватило. В результате площадь, опять-таки наспех, отдали под соревнование каких-то очень шумных автомобилей, которым место только на стадионах. А нас опять оттеснили на узкую полоску по периметру площади.


Наконец, 17 августа, на следующий день после подачи нашей очередной заявки, власти заявили, что под Триумфальной площадью будут строить подземный паркинг. Однако в долгосрочных планах развития города это строительство не значится, а специалисты говорят, что там рыть никак нельзя — все уже занято метро и подземными коммуникациями.


Тем не менее всю площадь огородили. Видимо, надолго. К тому же власти, похоже, твердо решили, что традиция гражданской защиты Конституции опасна для их благополучия, и пойти навстречу гражданам в этом их абсолютно мирном стремлении не намерены. К чему приведет это противостояние власти и общества?


Лично я прогнозировать не берусь. Давайте думать об этом вместе...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру