Москва — не палаточный городок

Надолго ли исчезнут из города продавцы газет, цветов и театральных билетов?

Эпидемия сноса палаток распространилась на всю Москву. Возле многих станций метро пропали абсолютно все ларьки и киоски. Исчезли, будто их и не было... Москвичи возмущены: где теперь, не отклоняясь от привычного маршрута, купить после работы газету, пачку сигарет, билет в театр или букет цветов? Загрустили и приезжие — ведь именно здесь многие из них могли перекусить дешевыми хот-догами или шаурмой. Отдельно стоит сказать о киосках прессы, которые стоят на полностью законных основаниях со всей документацией на руках. На момент, когда верстался номер, на штрафстоянки уже отправились 79 киосков прессы, 150 киосков были обесточены, а значит, не могли работать. В ближайших планах — “депортация” еще 50 киосков периодической печати из разных округов города. Кому помешали киоски, где их “похоронили” и вернутся ли они — выяснял “МК”.

Надолго ли исчезнут из города продавцы газет, цветов и театральных билетов?
Так выглядит “кладбище” палаток.

— Мы за последние дни недосчитались 14 киосков из 115, — сетует гендиректор Московской дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс Владимир Агафонов. — Их пока, правда, только отключили от электричества, из-за чего они не могут работать. Но нам в управах сказали, что эти киоски надо вывозить... И все это на фоне того, что договоры аренды у нас долгосрочные — у одних киосков заканчиваются через два года, у других аж через 5. Кроме того, наша организация — государственная и театральные кассы входят в утвержденный правительством Москвы перечень объектов, которым разрешено торговать в 25-метровой зоне метро.

Первыми забили тревогу администрации театров и концертных залов.

— Они нам стали звонить, поскольку продажи упали примерно на 10%, — продолжает Агафонов. — И это накануне праздников, когда москвичи в основном-то и ходят на спектакли да концерты. Потом стали звонить возмущенные горожане. Некоторые наши киоски стоят на одном месте по 30 лет, и там покупают билеты не одно поколение москвичей... Но мы надеемся вернуть все свои кассы. Уже встречались с руководителями управ, показывали документы, и те согласились с нами, что у нас есть все права на продажу билетов в этих местах. Вот, к примеру, только что “включили” киоск на “Парке культуры”.

Но если у билетных киосков есть все шансы вернуться в строй, другим повезло меньше. И в первую очередь это табачные ларьки.

— Точно сказать, сколько киосков с табаком исчезло, сейчас сложно, — говорит директор информационно-аналитической службы ассоциации “Мостабакпром” Виктор Стефашин. — Но в целом на продажах сигарет это пока не сказалось — они не уменьшились. И вот, к примеру, возле моего дома у метро “Медведково” по-прежнему стоят аж три табачных киоска, хотя на самом деле такое изобилие совершенно ни к чему. Достаточно, чтобы там был один ларек, но оставить его нужно в любом случае. У каждого курильщика должно быть право покупать сигареты там, где он привык.

Остались недовольны люди и исчезновением цветочных киосков. Во-первых, цветы в них стоят гораздо дешевле, чем в магазинах, во-вторых, покупать их по дороге с работы или на работу опять-таки очень удобно. По приблизительным подсчетам, Москва уже лишилась порядка 50 цветочных ларьков, каждый из которых в среднем ежедневно продавал букетов на 100 тысяч целковых.

— Цветы у метро должны быть — и с этим никто не поспорит, — соглашается президент Ассоциации российских флористов Валентина Сафронова. — Но киосков было слишком много, а продажи из-за кризиса резко снизились. Плюс люди, которые не имеют навыков флористов, торгуют здесь в основном цветами не слишком хорошего качества, которые к тому же обильно “сдобрены” химикатами. Вот, к примеру, в салонах стараются отказываться от эквадорских роз, которые выращены на химии, а в таких киосках это основной товар (эти розы ведь крупные, яркие, их быстро разбирают). Поэтому идея убрать цветочные ларьки хороша, но вместо них нужно поставить маленькие магазинчики, где бы велась цивилизованная торговля. Для этого мы предлагаем использовать освободившиеся помещения игровых залов.

фото: Геннадий Черкасов

Еще больше досталось сетям быстрого питания. Только по предварительным подсчетам, уже убрано порядка полутора сотен киосков, где торговали хот-догами, пирожками, блинами и шаурмой. Как говорит директор сети питания “Стардогс” Сергей Рак, средняя выручка одного киоска, который кормит ежедневно сотни людей, составляет около 30 тысяч рублей.

— И все же рестораторы нам практически не жаловались, — говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. — Федерация вообще выступает за стационарные пункты питания. И неплохо бы сделать, чтобы возле каждого метро были не киоски с шаурмой, а маленькие бистро, расположенные на первых или в подвальных этажах зданий. Вот это будет цивилизованно. Хотя, конечно, всегда останутся люди, которые едят на ходу. Для них можно оставить один киоск, не больше. Кстати, в Вашингтоне у самого Белого дома есть ларек, где продают хот-доги. Но он один на всю округу. К сожалению, власти Москвы, решив избавиться от киосков у метро, не во всех случаях проявляют аккуратность и деликатность.

Под пресс попала и пресса

Киоски с периодической печатью тоже убирали. Уже к вечеру 3 ноября с улиц города без предварительного уведомления были вывезены первые 10 киосков. Пострадали и три киоска “МК”. Первый убрали 4 ноября, когда вся страна праздновала День народного единства. Пришли какие-то люди и сказали продавцу, чтобы тот собирал вещи. Все…

— Никаких письменных распоряжений нам никто не представил, — говорит генеральный директор ЗАО “МК-сервис” Татьяна Савина. — Мы сразу обратились в управу района, но там из-за праздников был только дежурный, который не уполномочен давать комментарии. Но даже когда мы связались с зам. главы управы, курирующим вопросы потребительского рынка, вразумительных объяснений не получили. Нам лишь пообещали, что после праздников все действия будут подтверждены документально.

Но обычно представители местных властей поступают без особых церемоний. Продавцам просто предлагают освобождать киоск. Не срабатывают доводы, что местоположение киосков согласовано с соответствующими инстанциями, что с договорами аренды все в полном порядке. Киоски все равно увозят.

Мы отыскали одну из площадок, куда свозят “депортированные” киоски. За голубой решеткой, слегка осев в строительной грязи, уныло пестрели разноцветные палатки со знакомыми названиями и “заманухами”. Горячий хлеб, хот-доги, цветы, газировка, газеты, мороженое. Просто остров погибших ларьков какой-то! И тишина...

На воротах, запертых на замок, висит картонка с номером телефона. Первая мысль: это для тех, кто хочет узнать судьбу своих кормильцев на колесах. Звоню. Выходит сторож. Разыгрываю сценку, якобы дорогая редакция делегировала меня на поиски киоска: “А нет ли его случаем у вас?” Добрый дядечка исчезает меж нестройных рядов безмолвных обитателей импровизированной штрафстоянки. Появляется минуты через три и со счастливой улыбкой сообщает: “Тута он! Такой беленький…” — “А как бы нам его забрать?” — “Ну, это не ко мне. Приходили уже до вас — в управу пошли. Там знают…”

Но на самом деле ничего там не знают. Мы попробовали связаться с отделами потребительского рынка в ряде управ Москвы, но нигде официальных комментариев так и не получили. Либо сразу давали от ворот поворот под предлогом “мы вас не знаем, поэтому по телефону общаться отказываемся”. Либо отделывались абстрактным “не знаем ничего” и “не имеем права”.

Столь же непродуктивным оказывается общение руководителей оптово-розничных сетей с представителями управ, на территории которых находились киоски.

— Ни на какие конкретные распоряжения или постановления сослаться они не могут, — говорит один из них. — Пеняют нам лишь на то, что наши киоски стояли в пределах 25-метровой зоны метро. Но давайте обратимся к закону. Согласно постановлению правительства Москвы №636-ПП от 21 сентября 2004 года, в этой зоне как раз разрешается размещение специализированных киосков, в том числе для реализации печатной продукции. То есть мы-то в данном случае как раз ничего не нарушаем.

Несмотря на отсутствие официальных комментариев, очевидно, что “снос” ларьков будет продолжаться. Причем адреса по-прежнему неизвестны. Представители префектур ссылаются на то, что им дано указание навести порядок в сети уличной торговли в течение месяца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру