Идеи, зарытые в землю

В Москве открылась уникальная выставка нереализованных проектов метро

15.06.2011 в 21:41, просмотров: 4139

Экспозиция “Метро, которого нет” открылась на станции “Выставочная”. Проекты, прежде доступные лишь специалистам, впервые выставлены на всеобщее обозрение. Любой горожанин может представить, насколько иной была бы Москва, если бы в начале ХХ века городская Дума не сочла бы инициаторов метростроения “зауряднейшими аферистами”, а эскизы красивейших станций, взятые впоследствии за образец европейцами, не отвергло бы советское руководство. “МК” перенесся в прошлое вместе с архитекторами и организаторами выставки.

Идеи, зарытые в землю
Проект “Центрального вокзала метрополитена” на Красной площади. Фото: Ольга Михайлова.

Выставка приурочена к 80-летию выхода постановления ЦК ВКП (б) о строительстве метрополитена в Москве. Но, оказывается, первые предложения о сооружении метро в Москве появились еще в 1890-х годах и отличались большим разнообразием. Одни инженеры намеревались построить наземную кольцевую дорогу с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и Ильинкой и пятью линиями от кольца к центру. Другие заявляли о необходимости строительства кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой на все четыре стороны отходили бы радиальные линии.

Но самую смелую идею в 1902 году высказали инженеры Кнорре и Балинский. Согласно их проекту, между Павелецким вокзалом и Тверской заставой прокладывалась подземная линия, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по металлической эстакаде. Для ее возведения требовалось пробить через существовавшую плотную застройку улицы-дублеры, параллельные Тверской и Мясницкой, и в нескольких местах снести храмы.

Проект станции “Первомайская” 1937 года. Фото: Ольга Михайлова.

Предполагалось, что главная станция — “Центральный вокзал метрополитена” — будет размещаться на Красной площади, в непосредственной близости от храма Василия Блаженного. Пройдя через площадь, эстакада продолжилась бы над Москвой-рекой, где сейчас располагается Москворецкий мост.

С инженерной точки зрения проект был очень продуман, но вызвал бурю протестов. В основном негодовали представители православной церкви и Археологического общества. Дума постановила: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”.

— С точки зрения вторжения в историческое пространство проект, конечно, сумасшедший, — говорит главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. — Хотя через несколько лет сюда все-таки вторглись. Сейчас на участке прохождения эстакады располагается Мавзолей, а на месте “Центрального вокзала метрополитена” проходят концерты. И, кстати, именно на это место в 1987 году приземлился Матиас Руст.

Эстакада метро могла бы проходить через всю Красную площадь. Фото: Ольга Михайлова.

К масштабному проектированию метро инженеры вернулись только после Октябрьской революции. В 1920-е годы свои варианты предлагали многие специалисты, в том числе иностранцы (в частности, компания “Сименс”), но почти все они были забракованы, прежде всего из-за простоты архитектурного оформления.

В 1927 году инженер Болдырев разработал весьма симпатичный проект станции “Свердловская площадь”. Однако советские руководители отнеслись негативно и к этой разработке. Причина все та же: и наземный, и подземный вестибюли были утилитарными, без изысков, а советское правительство намеревалось строить дворцы для народа. Правда, идеи Болдырева не пропали даром. Их воплощение можно видеть, в частности, в метрополитенах Рима и Праги.

фото: Ольга Михайлова

Впрочем, большинство представленных на выставке проектов выглядит вполне богато. Например, проект станции “Первомайская” 1937 года выгодно отличается от осуществленного в 1961 году. На эскизах — шикарное здание наземного вестибюля, под землей же не страшно даже завзятым клаустрофобам: через огромный стеклянный потолок льется дневной свет, перроны похожи на просторные железнодорожные станции, а над путями проложены лестницы — абсолютное новшество для того времени.

Так почему же этот проект, как и десятки других, так и не был осуществлен?”Для любого объекта, и это касается не только станций метро, всегда разрабатывается несколько вариантов архитектурных и конструктивных решений. Естественно, выбирают только один вариант, остальные отвергаются, — объясняет Николай Шумаков. — Это нормальная практика. К тому же нужно учитывать, что при Хрущеве архитектура метро в принципе стала очень неинтересной. Я считаю, что среди нереализованных проектов очень много достойных, которые только украсили бы Москву. Некоторые элементы, кстати, использованы в оформлении других станций. И внимательные пассажиры их, несомненно, узнают”.