Идеи, зарытые в землю

В Москве открылась уникальная выставка нереализованных проектов метро

Экспозиция “Метро, которого нет” открылась на станции “Выставочная”. Проекты, прежде доступные лишь специалистам, впервые выставлены на всеобщее обозрение. Любой горожанин может представить, насколько иной была бы Москва, если бы в начале ХХ века городская Дума не сочла бы инициаторов метростроения “зауряднейшими аферистами”, а эскизы красивейших станций, взятые впоследствии за образец европейцами, не отвергло бы советское руководство. “МК” перенесся в прошлое вместе с архитекторами и организаторами выставки.

В Москве открылась уникальная выставка нереализованных проектов метро
Проект “Центрального вокзала метрополитена” на Красной площади. Фото: Ольга Михайлова.

Выставка приурочена к 80-летию выхода постановления ЦК ВКП (б) о строительстве метрополитена в Москве. Но, оказывается, первые предложения о сооружении метро в Москве появились еще в 1890-х годах и отличались большим разнообразием. Одни инженеры намеревались построить наземную кольцевую дорогу с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и Ильинкой и пятью линиями от кольца к центру. Другие заявляли о необходимости строительства кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой на все четыре стороны отходили бы радиальные линии.

Но самую смелую идею в 1902 году высказали инженеры Кнорре и Балинский. Согласно их проекту, между Павелецким вокзалом и Тверской заставой прокладывалась подземная линия, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по металлической эстакаде. Для ее возведения требовалось пробить через существовавшую плотную застройку улицы-дублеры, параллельные Тверской и Мясницкой, и в нескольких местах снести храмы.

Проект станции “Первомайская” 1937 года. Фото: Ольга Михайлова.

Предполагалось, что главная станция — “Центральный вокзал метрополитена” — будет размещаться на Красной площади, в непосредственной близости от храма Василия Блаженного. Пройдя через площадь, эстакада продолжилась бы над Москвой-рекой, где сейчас располагается Москворецкий мост.

С инженерной точки зрения проект был очень продуман, но вызвал бурю протестов. В основном негодовали представители православной церкви и Археологического общества. Дума постановила: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”.

— С точки зрения вторжения в историческое пространство проект, конечно, сумасшедший, — говорит главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. — Хотя через несколько лет сюда все-таки вторглись. Сейчас на участке прохождения эстакады располагается Мавзолей, а на месте “Центрального вокзала метрополитена” проходят концерты. И, кстати, именно на это место в 1987 году приземлился Матиас Руст.

Эстакада метро могла бы проходить через всю Красную площадь. Фото: Ольга Михайлова.

К масштабному проектированию метро инженеры вернулись только после Октябрьской революции. В 1920-е годы свои варианты предлагали многие специалисты, в том числе иностранцы (в частности, компания “Сименс”), но почти все они были забракованы, прежде всего из-за простоты архитектурного оформления.

В 1927 году инженер Болдырев разработал весьма симпатичный проект станции “Свердловская площадь”. Однако советские руководители отнеслись негативно и к этой разработке. Причина все та же: и наземный, и подземный вестибюли были утилитарными, без изысков, а советское правительство намеревалось строить дворцы для народа. Правда, идеи Болдырева не пропали даром. Их воплощение можно видеть, в частности, в метрополитенах Рима и Праги.

фото: Ольга Михайлова

Впрочем, большинство представленных на выставке проектов выглядит вполне богато. Например, проект станции “Первомайская” 1937 года выгодно отличается от осуществленного в 1961 году. На эскизах — шикарное здание наземного вестибюля, под землей же не страшно даже завзятым клаустрофобам: через огромный стеклянный потолок льется дневной свет, перроны похожи на просторные железнодорожные станции, а над путями проложены лестницы — абсолютное новшество для того времени.

Так почему же этот проект, как и десятки других, так и не был осуществлен?”Для любого объекта, и это касается не только станций метро, всегда разрабатывается несколько вариантов архитектурных и конструктивных решений. Естественно, выбирают только один вариант, остальные отвергаются, — объясняет Николай Шумаков. — Это нормальная практика. К тому же нужно учитывать, что при Хрущеве архитектура метро в принципе стала очень неинтересной. Я считаю, что среди нереализованных проектов очень много достойных, которые только украсили бы Москву. Некоторые элементы, кстати, использованы в оформлении других станций. И внимательные пассажиры их, несомненно, узнают”.