Москва — город водный для жизни

Руководитель Мосводоканала сам пьет воду из-под крана и горожанам советует

Как известно, без воды — и ни туды, и ни сюды. Но москвичам остаться без этого жизненно необходимого ресурса не грозит даже в отдаленной перспективе. Запасов воды в городе хватит даже на то, чтобы обеспечить ею все Подмосковье. Об этом, а также о том, что влияет на качество столичной воды, стоит ли запасаться водой в бутылках, насколько страшно цветение водоемов, и о многом другом рассказал во время прямой линии читателям “МК” гендиректор МГУП “Мосводоканал” Станислав Храменков.

Руководитель Мосводоканала сам пьет воду из-под крана и горожанам советует

— Станислав Владимирович, достаточно ли будет в ближайшее десятилетие запасов воды в подмосковных водохранилищах?

— Засушливое лето прошлого года бесследно для природы и для системы водоснабжения не прошло. Достаточно сказать, что уровни воды в скважинах на территории Московской области снизились на 5–10 метров. А из-за небольшого количества осадков Волга и ее притоки частично обмелели. Пока природа еще не получила тех запасов воды, которые обычно получает. Что касается московской системы водоснабжения, то нам помогают москвичи, которые рационально используют воду. В прошлом году в среднем москвич потреблял где-то 225 литров в день, а в I квартале 2011 года мы вышли уже на 202 литра. Счетчики, которые установлены в квартирах, позволяют экономить воду. С таким водопотреблением, которое было в этом году, воды будет достаточно. Москва имеет резервы даже для Московской области.

— Какова форма собственности Мосводоканала?

— Мы называемся Московское государственное унитарное предприятие “Мосводоканал”. МГУП принадлежит на 100% правительству города, а значит, всем жителям Москвы.

— Вы получаете дотации из бюджета города?

— Нет, наши доходы формируются за счет получения платы за воду от населения и предприятий. Город же дает средства на развитие системы водоснабжения, на строительство новых водопроводных станций, очистных сооружений. Что вас беспокоит?

— Тарифы постоянно увеличиваются, вот и подумалось: может, форма собственности поменялась?

— Нет, не поменялась. Скоро грядет реформирование Мосводоканала, однако предприятие все равно будет принадлежать на 100% правительству Москвы и, как и любая система жизнеобеспечения, находиться под его юрисдикцией. Тарифы утверждаются только правительством города.

— Знакомые говорят, нужно запасаться бутилированной водой, так как летом из-за жаркой погоды питьевая вода в Москве плохого качества. Это правда?

— В прошлое лето бутилированной воды не хватало катастрофически. А вода в кране была всегда. Что касается качества, то наш персонал следит за ним на всем пути движения воды: от Москвы-реки или канала им. Москвы до вашего крана. На каждой станции водоподготовки Москвы независимый санитарный врач контролирует технологическую обработку питьевой воды.

— Так можно пить воду из-под крана?

— Я готов прямо сейчас выпить стакан воды из крана. Поверьте, я делаю это каждый день. Есть очень жесткий стандарт, утвержденный Министерством здравоохранения, и он четко выполняется. Изменения в стандарт вносятся довольно часто, последние были по снижению дозы хлороформа — это главный показатель безопасности питьевой воды. Его количество не должно превышать 60 микрограммов на литр, а в Москве за год в среднем не превышает 30 микрограммов на литр. Можете спокойно пить сырую воду.

— Как отразилось на качестве воды в водохранилищах подмосковное строительство коттеджных поселков? Ведь там сливные сооружения низкого качества. Можно что-то сделать, чтобы вода была чище в водохранилищах, из которых пьет Москва?

— Вы подняли целый пласт серьезных проблем. Если бы ничего на территории Московской области не строилось, качество воды было бы идеальным. Сейчас не могу сказать, что качество воды в Москве-реке улучшается из-за массового жилищного строительства. К сожалению, очистные сооружения недостаточно эффективные и очистка, как правило, не осуществляется. Большинство жилых домов, дач, коттеджей имеют простой выгреб — яма, сверху будка деревянная, толчок — и вся канализация на этом заканчивается. Если на даче хороший хозяин, он все это дело перемешивает с землей и вносит к себе же на участок. Но если дом большой, с горячей и холодной водой, нужны очистные сооружения. И сегодня нередко в грунтовые воды и в реки все это безобразие попадает. Как мы боремся? Мы работаем плотно с министерством окружающей среды Московской области, с Росприроднадзором, Роспотребнадзором и по материалам загрязнения реки Москвы материалы передаем в прокуратуру.

— Печально. Хочется, чтобы власти озадачились этой проблемой.

— Вы абсолютно правы. Нам очень импонирует, что новый мэр Москвы с губернатором Московской области плотно работают вместе. Политическая ситуация резко изменилась, и мы надеемся, что мы этот воз сдвинем с места.

— Живу в Балашихе. Планирует ли Мосводоканал улучшать качество питьевой воды, и какое оно сейчас?

— Балашиха использует московскую воду с Восточной водопроводной станции на Щелковском шоссе. Там применяются современные технологии — фильтрация и озонирование воды. Качество воды в канале им. Москвы у нас никаких опасений не вызывает. Что касается хлора, то это способ дезинфекции воды, предохраняющий человека от болезнетворных вирусов и бактерий. Например, кишечную палочку, от которой сейчас страдает Европа, обнаружили в одной из речушек Германии. Если вы покупаете овощи, фрукты и моете их водопроводной водой, то можете быть уверены, что никаких болезнетворных микроорганизмов к вам в пищу не попадет. Если вам не нравится вкус водопроводной воды, можете фильтр бытовой поставить, если запах хлора вас не устраивает, нужно дать воде отстояться, а потом употреблять в пищу. Но всем нормативам московская вода соответствует.

— Как можно узнать, какого качества вода из-под крана у нас в Южном Бутове?

— В Южном Бутове вода хорошая, она подается с Западной водопроводной станции, там современные технологии. Если у вас есть сомнения, на нашем сайте есть телефон. И если надо, мы приедем, возьмем у вас пробу воды в квартире.

— Летом вода в водохранилищах цветет. Есть какие-то технологии для очистки такой воды?

— Прошлым летом у нас была масса проблем с очисткой из-за цветения водорослей. Можайское водохранилище все цвело, Истринское тоже. Количество кислорода там сократилось до 5–6 мг на литр, а критическое значение 4, если ниже — водоросли поглощают кислород и все биосообщество гибнет. Количество фитопланктона на этих водохранилищах достигало нескольких сотен тысяч колоний. Мы замучились с выбором технологии, меняли ее чуть ли не каждые 2–3 дня. Например, увеличивали дозы химреагентов, чтобы водоросли уничтожить (попадая в кран, они продуцируют запахи, привкус неприятный). Кроме того, использовали огромное количество активированного угля (а это очень дорогой реагент), чтобы вода выходила качественной.

Почему для нас этот период был сложный? Потому что не на всех водопроводных станциях есть озонирование. Озонирование разрушает природу запахов и разрушает сами водоросли. Сегодня озонирование воды есть на Западной (на Киевском шоссе, обслуживает юг Москвы, юго-запад, частично северо-запад и центр), Рублевской (находится в поселке Рублево), Восточной (обслуживает восточную часть города, юго-восточную, северную) станциях. А на Северной нет пока. Но есть проект и план по развитию станции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру