Русская православная церковь, частью которой является Украинская церковь, подобно федеративному государству состоит из многих национальных церквей. К примеру, Эстонская, Латвийская и Литовская православные церкви живут по своим собственным уставам, которые были приняты сразу после 1917 года, когда эти республики стали самостоятельными. Эти церкви не являются многочисленными по своему составу, тем не менее они почти автономны по отношению к Московском патриархату, который имеет минимальное влияние на ход дел в этих церквах. Американская автокефальная и Японская автономная церкви также минимально зависят от церковной Москвы. Другое дело Украинская церковь. Во-первых, это самая многочисленная часть РПЦ – 13 тысяч приходов из общих 25. Во-вторых, по количеству епископата, который играет решающую роль в жизни российского православия, с УПЦ вряд ли сможет кто-то сравниться. В 1989 году под руководством нынешнего патриарха Кирилла, который тогда возглавлял Отдел внешних церковных сношений, был разработан новый Устав УПЦ. Согласно этому уставу, который был дарован патриархом Алексием II Украине в 1990 году, УПЦ обрела все права автокефальной, то есть совершенно самостоятельной церкви.
Но воспользовалась этими правами не сразу, а только в последние 10 лет. Долгое время этому мешал раскол – самочинный патриарх Филарет (Денисенко) сумел создать на Украине крепкую церковную структуру – более 3 тысяч приходов, богослужение в которых совершается на украинском языке. Существует еще Автокефальная украинская церковь, но в ее составе менее тысячи приходов. Предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) отметил в прошлом году свое 75-летие. Состояние его здоровья, несмотря на болезни и годы, позволяет ему все еще управлять УПЦ твердой рукой. На Синоде 14 июня постоянными членами стали три епископа – наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Чернобыльский и Вышгородский Павел (Лебедь), митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) и архиепископ Переслав-Хмельницкий и Вышневский Александр (Драбинко), занявший также ключевой пост главы Отдела внешних церковных связей. На этом же Синоде было принято решение о создании Церковной рады, в состав которой должны войти наряду с представителями духовенства и миряне.
Эти новшества, не согласованные с церковной Москвой (патриарх, согласно Уставу УПЦ, имеет право лишь одобрить их), должны найти свое отражение в уставе. Именно поэтому спустя две недели было принято решение о созыве Поместного Собора. На Собор приедут представители епархиального духовенства, монастырей и мирян. Ожидается, что Собор будет кратким – он не должен продлиться более одного дня. Вопросы, которые вынесены на решение Собора – изменения устава УПЦ и формирование Церковной рады. Среди важных изменений устава предполагается, что будет внесен пункт, согласно которому, в случае смерти предстоятеля УПЦ в тот же день из числа украинских епископов необходимо будет избрать местоблюстителя, который будет управлять церковью до созыва Поместного Собора. Все эти новшества серьезно беспокоят Московский патриархат – получается, что ключевые проблемы Украины будут решаться без какого-либо участия патриарха и Священного Синода РПЦ. Хотя именно такой устав с такими широкими правами был дарован УПЦ в 1990 году.
Стоит ли удивляться тому, что украинские епископы активно пользуются дарованными им правами? Если в Литве или Эстонии подобные права давно уже внедрены в церковную жизнь, то почему “незалежная” Украина не должна пользоваться ими? Среди церковных консервативных кругов активно муссируются слухи о том, что УПЦ может объявить себя Автокефальной церковью и окончательно отделиться от Москвы. Вряд ли подобные измышления имеют под собой реальную почву. УПЦ, согласно дарованному уставу, давно живет как автокефальная (самостоятельная) церковь. Тем не менее связи с Москвой не прерываются, а наоборот крепнут. Многие украинские епископы и священники успешно служат в течение многих лет на территории России. Видимо, стоит задуматься Священному Синоду РПЦ о переименовании – до революции наша церковь называлась Российская православная. Мысль о том, чтобы именовать нашу церковь Русской подал Иосиф Сталин в сентябре 1943 года во время исторической встречи с тремя митрополитами. Но это название не отражает современной реальности – в РПЦ немало православных самых различных национальностей, населяющих нашу страну. Остается подождать Собора УПЦ. Пока Украина лидирует в плане церковных реформ – создание Церковной рады может означать большее участие приходов в жизни церкви.