Валенки: от Петра Первого до наших дней

Теплые, натуральные, руками сделанные

Лучшим средством от похмелья царь всея Руси Петр Первый считал «валенки на босу ногу и тарелку кислых щей». И неспроста: для восстановления здоровья — и не только после похмелья — нет лучшего средства, чем теплая и натуральная обувь на ногах. Сегодня интерес к валенкам и спрос на них невероятно велик. Как ко всему натуральному и руками сделанному.

Теплые, натуральные, руками сделанные

Достоинство русских валенок, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки». Но это выражение никак нельзя отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно сложных усилий и умений.

Чтобы посмотреть, как делают валенки в наше время, надо свернуть с федеральной трассы Москва — Санкт-Петербург в городе Вышний Волочок. И тогда вы окажетесь не просто на фабрике по производству валенок. Вы попадете в XIX, а то и в XVIII век. Что правда, то правда: ручное производство этой национальной русской обуви практически не изменилось с тех давних пор. Но, к сожалению, не изменились и условия, в которых трудятся местные валяльщики — именно так называются главные рабочие таких предприятий.

Валенки сейчас возвращаются в моду: в прошлом году они украшали ножки девушек моделей из команды Вячеслава Зайцева. Русские валенки приобрели и носят звезды мирового кино — Сара Джессика Паркер увезла из России именно этот полезный сувенир. Каждый год в России производят 4 миллиона пар этой обуви. И ценятся прежде всего валенки ручной работы — именно поэтому владельцы маленьких фабрик по их производству не торопятся механизировать свое производство.

Ну, пусть не механизировать, но сделать это производство хотя бы не столь вредным для людей! Валяльщицы целую смену трудятся в помещении, где от овечьей шерсти практически нечем дышать. Запах от мокрых заготовок чудовищен: по технологии, прежде чем валять заготовку валенка, его надо смочить водой (в древности смачивали сывороткой). А руки... Никакой маникюр не спасет уже исковерканные пальцы, которые каждый день мнут и крутят мокрую шерсть. План — шесть штук за смену (три пары).

Делают валенки так. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину — в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго мнут пальцами, чтобы шерсть слиплась. Оборачивают в большую тряпку-пеленку — будущий валенок действительно похож на завернутого младенца.

Потом вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму нужного размера. Можно было бы с патриотической слезой вспомнить историю появления валенок — они действительно родились в России в Нижегородской губернии и могут по праву служить национальным символом России наряду с водкой и щами. Можно также порадоваться, что сейчас фабрики выпускают не просто белые, коричневые или черные валенки, а делают на них изящные рисунки, украшают помпончиками и отделывают мехом. Кстати, эту вышивку делают те же самые валяльщицы, которые, отстояв смену в душном цеху, берут работу на дом и вышивают изделия дома по вечерам. Потому что средняя зарплата на предприятии — 14 тысяч рублей, а работа на дому дает возможность подработать. Можно даже порадоваться, что предприятие расширяет ассортимент и кроме валенок выпускает чуни для дома, стельки, теплые жилетки и курточки из овчины...

Но радоваться всему этому что-то мешает. То ли безысходность в глазах рабочих, то ли драные стены в цехах, которые, наверное, не знали ремонта со времен Петра Первого.