Первоочередные маршруты велосипедного движения на территории Северного округа разработали специалисты ГУП ГлавАПУ по заказу Москомархитектуры. И самой первой, скорее всего, станет трасса в Петровском парке (см. схему). Она соединит две станции метро — «Аэропорт» и «Динамо».
— Учитывая большую протяженность отдельных трасс, можно предположить, что велосипеды будут использоваться москвичами не только для прогулок, но и для передвижения по городу, — уверены инженеры. — Хотим подчеркнуть, что это всего лишь проект, и он, вероятнее всего, будет откорректирован.
— Велодорожки в рекреационных зонах должны быть обязательно. И очень хорошо, что их начали строить, — говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Однако гораздо более серьезное дело — велодорожки как инфраструктура для регулярных поездок. Из своего жилого массива, где широкие дороги никогда не будут построены (в силу разных причин, например, экологических), человек может добраться на велосипеде до остановки автобусного экспресс-маршрута или станции метро, оставить на стоянке велосипед и ехать дальше на общественном транспорте. Такая схема большую часть года действует, в частности, в Скандинавии.
Велодорожки нужно строить в три этапа, считает наш эксперт. Первый — устройство трасс в рекреационных зонах. Второй — прокладка маршрутов через жилые зоны. И, наконец, третий этап, самый сложный и дорогостоящий, — дорожки вдоль магистралей. «Очевидно, что для движения велосипедов требуется обособленная полоса. Ее можно организовать различными способами. Проще всего отделить от автомобилей разметкой. Можно создавать велополосы таким образом, что машины не смогут заехать на них (на возвышении или с помощью разделительного ограждения). Возможно, для одного района подойдет разметка, а где-то не обойтись без жесткого разграничения автомобильных и велополос. Нужно продумать также, как участники движения будут разъезжаться на перекрестках», — объясняет Михаил Блинкин.
Как рассказали нам авторы проекта, на проезжей части велодорожки будут строить по минимуму — в основном на тротуарах, частично на газонах. Возможно, что платным сделают не только прокат двухколесных «коней» (что вполне логично), но и парковки. Стоимость услуг пока не оговаривается. Но сами по себе такие намерения вызывают недоумение.
— За рубежом платными бывают закрытые на ключ велопарковки, — говорит руководитель проекта по развитию велодвижения в России Владимир Кумов. — В Европе большие велогаражи и охраняемые велопарковки встречаются довольно часто: в Скандинавии, Германии, Нидерландах... Обычно такие гаражи делают рядом со станциями электричек, то есть человек может жить за городом, приезжать в город на общественном транспорте, а дальше перемещаться на велосипеде. Это прекрасный вариант для хранения велосипеда ночью или в течение дня, но этого недостаточно. Велопарковки должны быть также и на короткий срок: около банков, магазинов, университетов, и т.п. Это уже открытые парковки, которых много, например, в Зеленограде. И я даже не представляю, как можно делать их платными.
Смущает еще одно: организовать 400 км велодорожек в отдельно взятом округе за 5 лет — не слишком ли много?
— Эти планы вполне реальны при грамотном подходе, — говорит Владимир Кумов. — 400 км — совсем немного. Например, в маленьком Хельсинки около 1200 км велодорожек. За 5 лет создать правильную велоинфраструктуру вполне реально, но я предложил бы первый год потратить на исследования и планирование. Плюс к тому власти не должны забывать о поддержке и популяризации велодвижения.
— Город потихоньку будет адаптироваться к новому транспорту. Если людям понравится, надо будет делать дальнейший шаг по развитию инфраструктуры. Кстати, я допускаю, что в некоторых районах велодорожки вообще не приживутся, и это тоже нормально, — заключил Михаил Блинкин.
В префектуре САО «МК» сообщили, что разработку схемы проектировщики должны закончить в конце июня. А в середине лета в Москве может начаться работа по прокладке велодорожек.
ПРОЕКТ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВЕЛОПАРКОВОК В САО
Станция метро «Войковская»: Ленинградское ш., 16, у торгового центра «Метрополис»;
станция метро «Аэропорт»: Ленинградский проспект, 62А (площадь Эрнста Тельмана), за торговым центром «Галерея Аэропорт», выход со стороны ул. Черняховского;
станция метро «Полежаевская»: ул. Куусинена;
станция метро «Тимирязевская»: у жилого комплекса на Дмитровском шоссе, 13А (напротив аптеки);
станция метро «Речной вокзал»: Фестивальная улица;
станция метро «Петровско-Разумовская»: Дмитровское шоссе;
станция метро «Динамо»: Ленинградский проспект, 36;
железнодорожная платформа Ховрино: у отстойно-разворотной площадки с функцией перехватывающего паркинга;
железнодорожная платформа Моссельмаш;
жилой комплекс на Ленинградском ш., 25.
ТАК МОГУТ ПРОЙТИ ВЕЛОМАРШРУТЫ В САО:
■ Дубнинская ул., 6 (баня), — Дубнинская ул., 30 (универмаг), — техническая зона вдоль Дубнинской улицы — сквер —
■ Дмитровское шоссе, 87 (стоянка у торгового центра «ХХL»), — по Пяловской улице — вдоль ограждения предприятий промзоны «Дегунино-Лихоборы» — по проезжей части улицы Путейская — до железнодорожной платформы Моссельмаш с круговым объездом по существующей асфальтовой дорожке зоны отдыха Дегунинского пруда;
■ ул. Новая, 22 (бульвар), — сквер у Дома культуры «Красный Северянин» — по Ангарской улице — Талдомская улица (железнодорожная платформа Ховрино);
■ Прибрежный проезд, 12 (школа), — по бульвару над Аксиньинским ручьем по Валдайскому проезду — пересечение Беломорской улицы и сквера у кинотеатра «Нева» — по территории сквера на Беломорской улице — сквер над Аксиньинским ручьем до пересечения с Фестивальной улицей у дома № 27 (ст. метро «Речной вокзал»);
■ от ул. Тимирязевская по ул. Пасечная на существующую сеть велосипедно-прогулочной трассы в границах парка «Петровско-Разумовское» — ул. Вучетича (расширение тротуара вдоль парка до префектуры САО);
■ ул. Куусинена (от автобусного круга до Хорошевского шоссе) — ул.