ГАИ отказывается от денег

Об установленных на дороге приборах видеофиксации нарушений будут предупреждать специальные знаки

В минувшем году камеры фото-, видеофиксации водительских безобразий принесли российской казне, по некоторым оценкам, около 10 млрд рублей чистой прибыли. И если учесть, что уже в этом году значительное число подобных комплексов будет следить не только за соблюдением скоростного режима, но и выездом на «встречку»; начнет фиксировать нарушения при проезде перекрестков, езду по «выделенкам», контролировать большегрузный транспорт, то эта цифра могла бы вырасти в два-три раза.

Об установленных на дороге приборах видеофиксации нарушений будут предупреждать специальные знаки

Неслабый гешефт и для региональных бюджетов, и для собственно ГАИ. И тут как гром среди ясного неба — ГИБДД отказывается от верного источника прибыли! Нет, камеры видеофиксации служба демонтировать не будет и даже, наоборот, планирует максимально увеличить группировку этих спутников российских дорог. Однако идет на беспрецедентный шаг, в законодательном порядке обязывая саму себя озаботиться установкой специальных знаков и нанесением разметки, предупреждающих моторизованных россиян о приближении к радарам и автоматическим системам видеофиксации нарушений!

Проведя в прошлом году конкурс на лучший эскиз предупреждающей об электронных «ловушках» таблички, в этом направила в правительство законопроект, дополняющий ПДД знаком «Фотовидеофиксация» — голубой прямоугольник с изображением фотокамеры и надписью «Фото-видеоконтроль». Проект правительственного постановления, как сообщил нам источник в МВД РФ, глава ведомства Владимир Колокольцев уже направил в Белый дом.

Любопытно, что в необходимости подобной инициативы не уверены многие гаишники на местах. Так, в московской автоинспекции считают, что эти знаки могут якобы мешать водителям наблюдать более значимые дорожные указатели. По крайней мере именно этим объяснил на одной из пресс-конференций в «МК» заместитель начальника столичной ГИБДД Евгений Епифанов явный дефицит подобных знаков в Первопрестольной. Хотя, например, в Московской области они распространены повсеместно без всяких законодательных актов. Памятна и акция проекта «Осторожнокамера.рф», в рамках которой в ноябре прошлого года в Москве были развешаны десятки плакатов, предупреждающих о стоящих впереди камерах. Но ГАИ быстро ликвидировала «самопал», не установив вместо него своих предупреждалок.

Однако, как бы там ни было, вскоре новый знак и разметка войдут в наш повседневный обиход. И даже можно предположить, что окажут профилактический эффект. Но вот какой?

В прошлом году, например, на долю лихачей, нарушающих скоростной режим, выезжающих на «встречку», игнорирующих запрещающий сигнал светофора (главные «клиенты» видеокамер), пришлась львиная доля погибших в дорожных трагедиях — более 20 000 человек. Другими словами, на безопасность дорожного движения дорогущие гаджеты влияния не оказывают. И поскольку установить их на каждом километре российских дорог вряд ли возможно (каждый такой комплекс стоит примерно 3 млн. рублей), то ни они сами, ни предупреждающие знаки-разметка к снижению аварийности не приведут. И никогда не заменят новых дорог, хорошего освещения и разметки, подземных переходов, грамотной организации дорожного движения. А комплексы видеофиксации будут по-прежнему лишь зарабатывать государству денег. Пусть и в меньших отныне объемах…