Пациента Филина спасает плацента

Ее для худрука балета Большого театра доставляют прямо из родильных домов

В понедельник известному пациенту городской клинической больницы №36 Сергею Филину сделали уже четвертую операцию (в том числе третью на глазах с применением эмбрионального материала). Зрение к худруку балета Большого театра постепенно возвращается — сейчас  он слабо видит обоими глазами. И если еще утром Филин встречал врачей с открытым лицом, после операции повязку вновь вернули, в ней он проходит до конца недели. Об уникальных технологиях, которые столичные медики использовали при лечении Сергея Филина, они эксклюзивно рассказали «МК».

Ее для худрука балета Большого театра доставляют прямо из родильных домов

 

Телефон главного врача городской клинической больницы №36 Александра Митичкина раскаляется: здоровьем известного пациента больницы Сергея Филина интересуются многие. Каждый день о его состоянии Митичкин докладывает руководителю Департамента здравоохранения Георгию Голухову. А вот звонок от Владимира Винокура. «Повязку Сереже сняли, левым глазом он видит, врача узнает, а вот состояние правого глаза пока внушает врачам опасения. Не волнуйтесь, Сергея мы вернем без повреждений, узнаваемого», — обещает Митичкин артисту.

Напомним, что Сергей Филин поступил в ГКБ №36 18 января в 0.40, и уже в течение первых суток ему была сделана первая операция на глазах, операция воистину уникальная. «Сейчас многие удивляются: почему Филина повезли не в НИИ Склифосовского или не в НИИ Вишневского? Наша «скоропомощная» больница — одно из немногих учреждений в стране, где могут оказывать помощь при травмах любого характера. В нашей травматологической службе работают травматологи, нейрохирурги, офтальмологи, челюстно-лицевые хирурги, лор-врачи и комбустиологи — ожоговые врачи», — рассказывает доктор Митичкин.

Химические ожоги врачи считают одними из самых неприятных — они развиваются постепенно. Даже после промывания раны и удаления травмирующих элементов разрушение и омертвение тканей продолжается. «Например, в первый день пациенты могут хорошо видеть, а дней через 10–14 зрение может пропасть, — поясняет Александр Евгеньевич. — Именно поэтому в первые дни мы не давали прогнозов по поводу зрения Сергея Филина. Сегодня можно дать оптимистичные прогнозы по поводу его левого глаза, правый же требуетдальнейшего серьезного лечения».

Доктора отмечают, что сначала необходимо было создать среду, которая способствовала бы улучшению кровоснабжения глаз и стимулировала бы регенерацию тканей. Для этого использовали метод, который называется «амниотическая пластика конъюнктивы». «Наши женщины хорошознакомы с косметикой на плацентарной основе. Во время операции на глазах Сергея мы тоже использовали полученную от роженицы плаценту, точнее, одну из ее оболочек, которую мы накладывали на раневую поверхность. Нужен был плацентарный материал от здоровой женщины, родившей в срок здорового ребенка без осложнений. Нам звонили из роддома, когда роды были «в ходу», и наша машина выезжала для забора материала.

Плаценту нам доставили из 29-го роддома, ее получили с согласия роженицы. Нет, для кого она отдает плаценту, она не знала. Между прочим, пока я даю вам интервью, для Сергея везут еще одну плаценту — такие операции необходимо повторять раз в 3–6 дней. Уже сделано три, сколько еще понадобится — врачи будут решать исходя из его состояния», — рассказывает доктор Митичкин.

А вот кожу на лице Филина восстанавливали с помощью другой уникальной технологии, за разработку которой руководитель кафедры термических поражений ран и раневых инфекций РМАПО профессор Андрей Алексеев в 1996 году получил Госпремию РФ. Сегодня в лаборатории этой кафедры на сетчатой матрице выращиваются клетки, способные регенерировать кожный покров — те самые фибробласты. Эту технологию применяют для восстановления кожных тканей у пациентов с обширными глубокими и пограничными глубокими ожогами. «Для химических ожогов характерна неравномерность глубины поражений — где-то они поверхностные, где-то более глубокие, мы называем это мозаикой. И в этой ситуации для восстановления кожного покрова как раз возможно применение нашей технологии», — говорит Андрей Анатольевич.

В основе технологии — клетки соединительной ткани, фибробласты, выделяющие факторы роста, влияющие на эпителизацию. «Если страдает только эпителий, верхний слой кожи, — она восстанавливается сама. При глубоких повреждениях восстановление кожи раньше было невозможным без пересадки донорской кожи. Но сегодня мы применяем технологию с использованием фибробластов, полученных из донорской кожи или из фетального материала, которые проходят предварительное тестирование на инфекции. Если все благополучно — фибробласты пересаживаются на раневую поверхность и выделяют факторы роста, стимулирующие эпителизацию. В последние годы мы усовершенствовали эту технологию. Операции по удалению нежизнеспособной ткани и трансплантации культивированных фибробластов производятся одновременно. У Сергея Филина мы достигли очень хорошего результата — произошла «взрывная эпителизация». Без применения этого метода на восстановление кожи ушло бы не менее трех недель», — говорит профессор Алексеев.

Что самое удивительное, эти фантастические методики лечения столичных медиков сегоднядоступны рядовым пациентам.

— Сегодня оказывать медпомощь только на основе опыта, таланта и знаний врачей стало невозможным — очень важную роль играют высокие медицинские технологии. На примере Сергея сегодня можно рассказывать о том, как развивается сегодня система столичного здравоохранения, — продолжает Александр Митичкин. — Ежедневно в ГКБ №36 поступает 200–250 новых пациентов с травмами, ожогами... Раньше у нас был лишь один компьютерный томограф, сейчас три, причем самых современных. Мы получили магниторезонансный томограф, много аппаратов УЗИ экспертного класса, появилась возможность оказывать высокотехнологичную помощь больным с инфарктами и инсультами, мы делаем стентирование пациентам с российским полисом ОМС бесплатно... И такие больницы, как наша, сегодня есть в каждом округе.

— Мы все потрясены трагедией, которая случилась с Сергеем Филиным, и ждем его ско- рейшего выздоровления, — говорит руководитель Департамента здравоохранения Георгий Голухов. — Ситуация, которая получила такой общественный резонанс, находится под контролем Департамента и моим лично. При лечении Сергея применены уникальные технологии, внедренные в практику спасения пациентов с такими патологиями. Их широкое использование стало возможным благодаря процессу модернизации и внедрению высоких технологий в практику столичной медицины. Думаю, что методы лечения Сергея Филина должны войти в справочники медицины как эталон медпомощи в таких ситуациях.

...В понедельник консилиум медиков из Департамента здравоохранения и Минздрава РФ принял решение не переводить Сергея Филина в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца (перевод планировался на эту пятницу), а продолжить оказывать ему многопрофильную помощь в ГКБ №36

 


Екатерина Пичугина 

 

КОЛЛЕГ БАЛЕТМЕЙСТЕРА ДОПРОСЯТ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ

Как стало известно из достоверных источников «МК», с сегодняшнего дня несколько артистов балетной труппы Большого пройдут полиграф, более известный как детектор лжи. Если Николай Цискаридзе отвечал на вопросы следователей непосредственно в театре (о чем артист не преминул рассказать всем), то его коллеги это сделают за пределами театра. Отрабатываются все связи Сергея Филина, далекие и близкие, все отношения. Правда, уверенности, что полиграф не ошибется, нет. Ведь Алексей Кабанов, который убил и расчленил супругу, не дрогнув, прошел полиграф, и следователи сказали, что он чист. Также известны случаи, когда люди, не причастные к преступлению, только от волнения и психоза перед проверкой на аппарате попадали под прямое подозрение. Что ж, посмотрим, насколько крепкие нервы у балетных артистов, тонких и чувствительных натур.


Отдел культуры

 

Сюжет:

Покушение на Сергея Филина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру