Госпожа Кутан-Пэйр, в частности, отметила, что в ее родной Франции прокатом «Арго» занимается компания, которой управляет «израильтянин, чья мать является лидером сионистского лобби в Германии».
Еще одной деталью этого резонансного выступления является биография мадам адвоката, в послужном списке которой есть такой клиент, как Ильич Рамирес Санчес, известный также как Карлос Шакал. В прошлом – один из самых разыскиваемых преступников, был признан виновным в причастности к нескольким взрывам во Франции в начале 1980-х и сегодня отбывает пожизненное заключение.
Среди других клиентов Изабель – некто Закариас Муссауи, осужденный аж на шесть пожизненных сроков по делу о теракте 11 сентября.
Наконец, завершает картину место, где было сделано столь резонансное заявление: конференция «Фальсификации Голливуда», Тегеран. В столице государства с одними из самых сильных кинематографических традиций, чьи классики, правда, сегодня все чаще предпочитают творить в эмиграции. Вроде лауреата «Золотой пальмовой ветви» 72-летнего Аббаса Киаростами. Либо наоборот – находятся под домашним арестом и под судебным запретом заниматься кинематографической деятельностью, как это произошло с самым титулованным из современных иранских режиссеров Джафаром Панахи.
Как художественный жест заявление адвоката вполне состоялось, вызвав широкую дискуссию по всему миру. Но как юридическая претензия – пустой звук. Может быть, юристам Бена Аффлека и придется повозиться с каким-то официальными бумажками, но, если оставить за скобками дипломатическую вежливость, они вполне могут ответить истцам фразой из фильма: «Арго» вам в задницу! (В оригинале она звучит еще более убедительно: «Argo fuck yourself!»).
Справедливо ли «Операция «Арго» получила «Оскара» за лучший фильм или не нет – в данном случае не важно. Важно то, что Бен Аффлек пропагандирует не столько родную Америку или иранофобию, сколько само кино.
Хоть и основанный на реальных событиях, этот фильм по большому счету никак не оценивает действия иранских властей. В фильме события 1979 года даны коротко и по возможности отстраненно. Более того, начальные кадры сообщают убедительную причину для возмущения тегеранских студентов, взявших штурмом американское посольство: отказ США выдать Ирану шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, уехавшего подальше от народного гнева под предлогом болезни.
Но это только первые кадры – завязка для совсем другой истории. «Арго» не политический триллер, а панегирик во славу Голливуда. Тегеран здесь только фон, его место могло, как в какой-нибудь части Бондианы, занять любое безымянное восточное государство. Главное – сама идея большого Голливуда как символа, который одинаково лишает воли людей и в солнечной Калифорнии, и в жарком Иране. Именно поэтому агенту ЦРУ в исполнении Аффлека удается убедить иранские спецслужбы, что вызволяемые им американские заложники на самом деле – члены съемочной группы проходного фантастического боевика категории Б.
Но как бы там ни было, это все дела давно прошедших дней. Новое время предлагает новые сюжеты: адвокат террористов подает против кинокомпании иск о защите чести и достоинства государства, которое репрессирует своего самого влиятельного кинорежиссера.
Бен, если это не тема для успешного сиквела, то что же?