Вечный жид

Коллекционер жизни

Коллекционер жизни
Рисунок Алексея Меринова

Монархия

Россия стремится к монархическому способу правления, если бы не стремилась, то не позволила бы узурпировать власть Сталину, Брежневу, Путину, а выбирала бы сменяемых вождей. Нет, ей любо находиться под игом (или благом) постоянства. Попробуйте вообразить, что Романовых стали бы переизбирать. Чехарда, склоки, невозможная фантазия. Что до оппозиции, жалобы, что ее не допускают до прямой конкуренции с существующей властью, — это лишь отговорки. Маркс сказал исчерпывающе и безапелляционно: «Права не дают, права берут». Уж давно взяли бы эти права, если бы могли.

Но невозможно не думать о фигуре, которая придет на смену Путину. Он хоть и деспот, но мягкий деспот. Позволяет себя критиковать, позволяет шаржи на себя. Разрешит ли такие вольности следующий? Как бы не пришлось вспомнить и пожалеть о временах Путина как о наилиберальнейших.

Коррупция

В российских условиях, где коррупция исторически непобедима и лишь усиливается, закон о борьбе с ней должен формулироваться примерно так: «Пусть воруют, но дело делают». Тогда взяточничество, пожалуй, извинительно (как слаженно работал аппарат власти при прежнем московском градоначальнике! И улицы убирали — любо-дорого вспомнить! И пенсионеры жили вольготно, их даже лечили. И культурная жизнь била ключом). А вот если только тырят и ничего не делают — тогда надо привлекать. Воруй, но хоть отчасти оправдывай, отрабатывай, компенсируй хищения — и претензий не будет.

1724

В 1724 году Петр Великий создал Академию наук. А отозвалось ровно через 100 лет — декабристами.

Теперь понятно, почему начались гонения на нынешнюю Академию наук.

Депрессия Березовского

Поразительные комментарии в связи с кончиной Бориса Березовского. «У него перед смертью наблюдалось подавленное настроение». «Он впал в депрессию, вызванную тем, что проиграл тяжбу Абрамовичу». «Он просил разрешения вернуться на родину, но ответа не получил». «Он каялся».

Что, однако, произошло с его ребром? В какой момент оно сломалось? Он повесился на перекладине для клеенчатой занавески или удавился, лежа в ванной? Ребро сломалось, когда он сорвался с этой перекладины? Он был одет, когда его тело обнаружили? Удавился, а потом выбрался из ванной? Странно, что не додумались сообщить: погиб в результате несчастного случая, пытаясь вылепить себе из ребра новую подругу…

Я не издеваюсь над мертвым. Над мертвыми смеяться грешно. Но ведь именно это и происходит, когда нас потчуют несуразицей. Глумление над усопшим и здравым смыслом. Я лишь пытаюсь логически продолжить в том же русле и том же ключе ход рассуждений, с которыми столкнулся в статьях и комментариях, посвященных гибели этого неординарного человека. Может, кто-то его держал, сдавливая грудную клетку (вот ребро и треснуло), а второй накидывал удавку? Такое предположение, мне кажется, звучит убедительнее.

Я также вижу, что упущена масса возможностей для истолкования смерти Магнитского. Вероятно, у него наблюдалась депрессия, когда он очутился за решеткой. Вероятно, Сергей находился в подавленном настроении в связи со своим арестом. А может быть, его мучила совесть? Судя опять-таки по последним сообщениям, он признавал, что пользовался для уклонения от уплаты налогов криминальными схемами. Вот и раскаялся, так же, как Березовский. Написал покаянное письмо, которого никто не увидел. Хотел выйти из тюрьмы… Увы, не удалось.

Александр Литвиненко перед кончиной пребывал в тяжелой депрессии, о чем свидетельствуют и последние его фотографии. Осунулся, похудел… Вероятно, переживал из-за того, что сотрудничает с Березовским, раскаялся, хотел вернуться на родину…

У Анны Политковской наблюдалось неважнецкое настроение. Она, возможно, догадывалась, что ее хотят убить. Замечала, что за ней следят. Пожалуй, раскаивалась в своей правозащитной деятельности. Хотела исправиться. Готовила покаянное письмо. Но не успела его отослать.

Владислав Листьев был невесел перед кончиной. Похоже, впадал в депрессию.

Историки спорят: убили царевича Димитрия или никакого Димитрия вовсе не было. Вероятно, именно об этом претенденте на престол Максим Горький впоследствии написал: «А был ли мальчик?» Но те ученые, которые утверждают, что царевич Димитрий все-таки существовал, замечают: когда над ним занесли нож, у него было ужасное, отвратительное, подавленное настроение. По-видимому, он впадал в депрессию.

Параллели

Рискованное дело — проводить параллели между нынешней Россией и Англией позапрошлого века. Но я сделаю это ради печально-забавных сопоставлений. Крещеный еврей Дизраэли, рожденный в небогатой семье, устремляется в политику. Английский парламентаризм в те дни пребывал в зачаточном состоянии. Чужака, даже внешней смуглостью, а не только сметливым дальнозорким умом отличавшегося от коренных бледнолицых представителей правящих классов, не торопились пускать в круг «избранных» — в прямом и переносном смысле — в Палату общин. (За ним на протяжении жизни так и будет следовать прозвище Жид.) Но он-таки добьется своего. Нелегок его путь. Жида недолюбливают, кажется, буквально все. А более других — королевская чета. Его мнения не слушают, и он вынужден месяцы проводить во Франции, где Наполеон III отдает должное его советам. В Париже ему всегда уготован теплый прием. А на острове? Но даже мысли не возникает у него покинуть страну, где родился и которой хочет принести пользу. Мало-помалу, шажок за шажком он вербует сторонников, обретает друзей и, что гораздо важнее, ворожащих ему подруг.

Его противники на какие только ухищрения не идут, чтобы вышибить его из седла. Слухи, сплетни, оговоры, карикатуры. Но, разумеется, речи не может быть о возможности уголовного преследования, фабрикации компромата, возбуждении процесса, грозящего ему тюрьмой, которые вынудили бы его бежать и искать убежища за рубежом.

Возможно, подспорьем ему выступает крепкая ясность английских законов. Они соблюдаются неукоснительно! До конца дней он нуждается в деньгах, хотя становится наделен гигантской властью и — наконец-то! — расположением королевы. Наверное, мог бы позволить себе прихватить лишку, прикарманить много чего, тем более в приятелях у него влиятельные банкиры. Но помимо личной честности в узде его держат еще и — не чета нашим — жесткие правила владения недвижимостью и накоплениями.

Его цинизм и, казалось бы, плохо сочетающаяся с ним романтическая авантюристичность безграничны. Когда Россия, заступаясь за братьев-славян, объявляет войну Турции (причины, побудившие ее сделать это, высокоморальны, мир содрогается от обнародованных фактов: убийств турками болгарских детей, насилия над болгарскими девушками, да и выход к Средиземному морю России не помешает), Дизраэли занимает неколебимую позицию и поддерживает Турцию, потому что Британии нужен свободный доступ в Индию. На Берлинской конференции он заставляет победившую в войне (ценой огромных потерь) Россию попятиться. Без единого выстрела, без единого погибшего солдата, а лишь путем угроз, шантажа, возрастающего давления и тайных переговоров Англия сохраняет свои преимущества, удерживает за Турцией статус европейской державы, да плюс к этому получает в свое владение Кипр. Воодушевленное триумфом своего премьер-министра население Англии рукоплещет ему.

Сослагательное наклонение

Березовский долгое время играл роль первого советчика при Ельцине. Занимал высокие посты. Секретарь Совета безопасности — в те времена могущественная должность. Пока не оцененная роль, которую Борис Абрамович играл в чеченской войне, но она вполне могла бы корреспондироваться с ролью Дизраэли в конфликте между Турцией и Россией.

С преемником Ельцина у Б.А. отношения, как известно, не сложились. (Так же, как и у Дизраэли поначалу — с юной королевой Викторией.) Тут подходим к главному. Недоброжелателей полно даже у людей скромного успеха, а уж у невообразимо преуспевающих — пруд пруди. Методы борьбы с конкурентами, если борцов не сдерживают работающие законы, могут быть предельно несправедливы. Допустим, лишь на одну минуту допустим: Березовский не убежал, а, как Дизраэли, в предельно невыигрышных для себя условиях, продолжил политическую борьбу. Схлестнулся на выборах в Думу с другим недолго пробывшим в той же должности секретаря Совбеза генералом Лебедем… Тоже погибшим и тоже, по-видимому, находившимся в депрессии…

Кто выиграл бы и кто проиграл бы от этой схватки? Но уж точно — от нас бы не убыло, если бы тот и другой заседали в российской Палате общин или Палате лордов. (Чем, кстати, закончил Дизраэли.) Дизраэли коротал последние свои дни в съемной квартире, арендованной им на девять лет, миллионных счетов у него не было, а с заседаний в Палате лордов в свое имение (на дачу) ездил, уже будучи стариком, в обычном поезде, а не с эскортом. Зато до последних дней получал от королевы Виктории подношения в виде цветов. Она умела ценить того, кто вел линию, выгодную ее империи.

Все хотят быть хорошими

Собственно, на фундаменте «хорошести» зиждется здание истории человечества. Каждый не махнувший на себя рукой стремится остаться в воспоминаниях (и в восприятии) потомков достойным уважения. Даже закоренелый негодяй, даже очевидный и откровенный подлец подыскивает своим гадостям полные благородства мотивы. Убил Троцкого — вовсе не потому, что преследовал врага и конкурента, а чтоб неповадно было лжецу из-за границы клеветать на революцию, порочить честные имена советских вождей. Истреблял миллионы невиновных — ради счастья других людей, ради процветания страны, ради светлого будущего отечества.

Власть

С плохо скрываемой досадой, что ее отвлекают от зарабатывания денег и набивания ими карманов, власть отбрехивается от граждан: «Ну чего надо? Да, было дело, украли средства, предназначенные для отопления домов. Да, теперь прорвало канализацию, потому что вместо новых положили сгнившие старые трубы, да, стоки хлынули в реку, но опасных примесей в пробах воды не обнаружено. Да, в эту же реку сбрасываем отравленные заводские помои, но вашему здоровью, козлы, это не угрожает. Да, вырублен очередной лес, а на его месте проложена скоростная трасса, но это потому, что вас самих замучили пробки. Вот и хлебайте собственную глупость».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру