Единый курс школьной истории не дойдет до Путина

Самый сложный вопрос — описание текущего периода — достанется разработчикам следующих учебников

Работа над проектом концепции единого школьного учебника по истории завершена. Его публичное обсуждение началось 17 июня, и в тот же день глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов огласил «дорожную карту» претворения идеи в конкретные книги, по которым будут учить школьников.

Самый сложный вопрос — описание текущего периода — достанется разработчикам следующих учебников
Дмитрий Ливанов

Первый этап работы – разработка историко-культурного стандарта (набора фактов, персоналий и дат, которые должны будут знать все школьники) и проекта концепции единого школьного учебника истории - завершена, сообщил Дмитрий Ливанов. Теперь дело пойдет быстро. В июле-августе пройдет их «всенародное обсуждение» и социологическое исследование по выявлению событий отечественной истории, вызывающих особо неоднозначное отношение в обществе. В сентябре по выявленным проблемам будут подготовлены методички для учителей. В октябре утвердят историко-культурный стандарт, концепцию единых учебников и конкурсную процедуру для авторов «единого курса». В ноябре-декабре пройдет сам конкурс. А следом – конкурс издательств, которые напечатают новые учебники.

На подготовку самих текстов, дал понять «МК» ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров, времени уйдет немного – от нескольких месяцев до полугода. Главное – «определиться, по какой системе будет преподаваться школьная история: нынешней концентрической (когда вся российская и зарубежная история проходится по 9-й класс, а в 10-11-х изучается снова – «МК») или линейной (курс без повторов, рассчитанный до окончания школы – «МК»). Как только это произойдет, пройдут конкурсы для написания учебников для всех классов, где изучается этот предмет».

Ответа на главный вопрос - будет ли в каждой параллели несколько учебников или останется единственный, до сих пор нет. Ясно одно: по словам председателя военно-исторического общества и по совместительству министра культуры Владимира Мединского, нынешней сотни с лишним пособий - этого «обманчивого разнообразия учебников, которое якобы учит школьников мыслить», - не станет. А чтобы мыслилось веселей, министр культуры предлагает в едином курсе «уделить особое внимание военной истории России, воспитывая в школьниках способность критически относиться к псевдоисторической литературе». Впрочем, надо усилить и культурную составляющую программы по истории, отметил он: «Чтобы никто не говорил, что наша культура была откуда-то заимствована».

Основную трудность при работе над концепцией единого учебника истории составил список из самых трудных тем в количестве 31. Самыми трудными, по оценке научного руководителя рабочей группы, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, оказались: «оценка советского периода; присоединения к России отдельных территорий и освещение последних 20 лет жизни страны». (Правда, «трудных не для науки, а для преподавания в школе», - оговорился он).

Другая сложность – региональный компонент истории, преподаваемый на местах. Сейчас его идеология сплошь и рядом не совпадает с федеральной (например, в вопросах присоединения к России тех или иных территорий). А единый учебник эту проблему, по словам разработчиков, должен решить. Первыми «региональный аспект» обкатают площадки в Башкортостане, Калининградской, Белгородской, Иркутской и Новосибирской областях.

А вот проблем с освещением деятельности текущего руководства страны, похоже, удастся избежать. И не ценой восхваления до небес современного «отца народов» и «лучшего друга физкультурников». А решением закончить изложение школьного курса истории 2000-м годом – первым пришествием президента Путина.

САМЫЕ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИИ

1) образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 

2) существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 

3) исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; 

4) причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель; 

5) роль Ивана IV Грозного в российской истории; 

6) попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 

7) присоединение Украины к России (причины и последствия); 

8) фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 

9) причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 

10) сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия; 

11) оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III; 

12) характер общественного движения XIX – начала XX вв. и оценка его роли в истории России; 

13) оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале XX вв.; 

14) характер национальной политики самодержавия и ее оценка; 

15) оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.; 

16) причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 

17) русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье; 

18) причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; 

19) характер национальной политики большевиков и ее оценка; 

20) причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; 

21) оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 

22) цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 

23) оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»; 

24) советская национальная политика; 

25) причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 

26) оценка периода правления Л.И. Брежнена и роли диссидентского движения; 

27) причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 

28) оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); 

29) роль Б.Н. Ельцина в истории России; 

30) оценка внешней политики России в 1990-е гг.; 

31) причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру