Московский суд принял беспрецедентное решение в отношении хулигана

Благотворительность вместо срока

Перевозбужденный мужчина в ходе дворовой перепалки ударил женщину резиновой дубинкой по голове. К счастью, серьезной травмы не нанес. Понятно, что судебное разбирательство должно было закончиться обвинительным приговором в отношении хулигана. Но москвичка, пострадавшая от его рук, придумала, как заставить обидчика загладить вину другим, весьма необычным для уголовного права способом. Замоскворецкий суд столицы прекратил уголовное дело после того, как обвиняемый пожертвовал крупную сумму денег в российский фонд помощи домам престарелых.

Благотворительность вместо срока

В российском уголовном праве существуют понятия преступлений против личности и против общественного порядка. Противоправные деяния небольшой и средней степени тяжести против конкретного человека нередко заканчиваются примирением сторон в суде. Если пострадавшая сторона прощает обидчика, то он выплачивает ей энную сумму денег или просто отделывается искренним раскаянием и извинениями, а уголовное дело закрывается. С преступлениями против общественного порядка дело обстоит сложнее: непонятно, как можно извиниться перед обществом, не понеся уголовного наказания. По сути, простить нарушителя общество не может, и искупление вины в любом случае происходит лишь по обвинительному приговору суда в виде штрафа или условного, а зачастую и реального срока.

На днях в Замоскворецком суде слушалось уголовное дело, которое вполне можно считать своеобразным прецедентом в уголовном праве. Ведь обвиняемый в хулиганстве, преступлении, направленном не только против личности, но и против общественного порядка, смог загладить свою вину перед обществом без обвинительного приговора суда.

Надежда Брейман. Фото из личного архива.

Дубинка как аргумент

Бейсбольные биты и резиновые дубинки уже не раз становились последним аргументом в споре, когда заканчивались слова, а конфликт не был исчерпан. Злосчастная дубинка стала орудием преступления и в этой истории, произошедшей в конце зимы в одном из дворов Замоскворечья.

— Был совершенно обычный вечер, мы с друзьями мирно гуляли во дворе своего дома, — рассказывает Надежда Брейман, пострадавшая в этом инциденте. — В нашем районе, как и во многих других, нередко случаются перепалки между крупными и маленькими собаками и их владельцами. Так произошло и в этот раз. В результате владелица маленькой собачки толкнула женщину из нашей компании в снег и грубо обозвала ее. Естественно, мы вмешались в ситуацию и достаточно вежливо попросили обидчицу уйти с площадки, чтобы не нервировать собак и не разжигать конфликт. Дама удалилась, но буквально через несколько минут из дома выбежал мужчина с резиновой дубинкой. Он заорал: «Суки, я сейчас вас всех убью», — и ударил меня дубинкой по голове, поскольку я оказалась ближе всех к нему. Под глазом образовался огромный синяк, из рассеченной брови текла кровь. Увидев это, мужчина на мгновение растерялся, но не растерялась я и смогла отобрать у него дубинку. Увидев мой фингал и кровь, другие собачницы начали громко звать на помощь. А я со всех ног кинулась к своему автомобилю, чтобы, пока окончательно не заплыл глаз, доехать до ближайшего отделения полиции.

Несколько месяцев ушло на поиски подозреваемого. Мужчина оказался прописан в Тверской области, а проживал в Замоскворечье с женщиной, из-за которой начался конфликт. В конце концов после долгих оперативно-розыскных мероприятий злоумышленник, которым оказался Константин Попов, предстал перед судом по статьям 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 213 («Хулиганство») Уголовного кодекса РФ. По совокупности данных статей ему могло светить наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

— Естественно, осознав весь ужас своего положения, обидчик вместе с адвокатом стали прилагать все возможные усилия, чтобы пойти на примирение со мной, — объясняет Надежда Брейман. — Я по натуре оптимист, поэтому и в данной ситуации стремилась извлечь из произошедшего пользу. Не выгоду, а именно пользу. И желательно не только для себя. Конечно, в качестве примирения тут же предложили деньги. Но, честно скажу, мне неприятно было бы осознавать, что мой обидчик банально откупился. И эти деньги не принесли бы мне ни радости, ни удовлетворения. Оставалось только придумать, как мужчина может реально извиниться перед обществом за хулиганство и убедить в этом суд.

За общество простят старики

И Надежда придумала способ. Она договорилась с Константином Поповым о том, что в качестве извинения обвиняемый пожертвует 100 тысяч рублей российскому фонду помощи домам престарелых. Чтобы убедить суд в том, что данное пожертвование можно считать искуплением вины перед обществом, Надежда обратилась с ходатайством к федеральному судье Замоскворецкого районного суда.

Поскольку до этого момента в судебной практике не было случаев подобного заглаживания вины перед обществом, государственное обвинение возражало против прекращения уголовного преследования. Тем не менее 25 июля судья Замоскворецкого районного суда Елена Коробченко вынесла беспрецедентное постановление: уголовное дело в отношении Константина Попова прекратить по обеим статьям в связи с примирением сторон.

Перевоспитание — дело рук потерпевших

Надежда Брейман вполне удовлетворена решением суда. Она уверена, что подобное окончание судебного процесса несет реальную пользу как его участникам, так и обществу.

— Мне кажется, что лучшее искупление вины за небольшие преступления — это благие дела, — говорит Надежда. — Ведь когда человек делает добро, он реально меняется к лучшему. Тюремный срок и крупный денежный штраф, наложенные на преступника, далеко не всегда дают такой эффект, как добровольный хороший поступок. Я попросила своего обидчика пожертвовать деньги на бдаготворительность, так как считаю, что российские старики больше всего нуждаются в помощи и милосердии. Больным детям, например, помогать легче, в том числе и потому, что очень многие из них, слава богу, выздоравливают, и эти истории надолго остаются яркими свидетельствами чьей-то помощи и доброты. Старику же в любом случае остается жить на этой земле недолго, поэтому благотворительность в отношении пожилых — поступок очень сильный, искренний и бескорыстный.

Комментарий специалиста

Александр Пищелко, доктор педагогических наук, специалист по пенитенциарной педагогике и психологии:

— Цель уголовного наказания — не только кара за совершенное преступление, но и восстановление нарушенной социальной справедливости и исправление преступника. Гуманизация уголовного наказания делает возможным перевоспитание правонарушителя с учетом его личности и обстоятельств преступления без назначения наказания судом. Этот пример демонстрирует возможность осознания человеком своей вины и ее искупления. Совершая добрые дела, человек меняется внутренне, становится лучше, чем был, а в этом и есть конечная цель уголовного наказания. Когда человек в наказание платит штраф по суду, в доход государства, он не знает, на что пойдут эти средства. В данном же случае человек осознанно жертвует деньги конкретным людям. То есть из хулигана он превращается в благотворителя, хорошего, уважаемого человека. А человеку, публично совершившему доброе дело, психологически труднее вновь встать на путь преступления.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26596 от 12 августа 2014

Заголовок в газете: Благотворительность вместо срока

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру