Хотели как лучше, а получилось как всегда

Какая ситуация сложилась в Москве с программой «Безопасный город»?

25.08.2014 в 10:00, просмотров: 2284

Напомним, что государственная программа «Безопасный город» реализуется столичными властями с 2012 года. Ее смысл — в установке видеонаблюдения в местах повышенной опасности — метрополитене, местах скопления людей и т.п. В прошлом году дошла очередь до домов: видеокамеры устанавливают во дворах, около и внутри подъездов. Ожидается, что реализация программы послужит стабилизации криминогенной обстановки в городе, нейтрализации роста преступности и асоциального поведения, созданию условий для повышения реального уровня безопасности жизни москвичей, обеспечению защищенности критически важной инфраструктуры города. Понятно, что эти цели вполне разделяют и одобряют граждане. Однако то, как реализуется программа, вряд ли может способствовать ее успеху.

 

Хотели как лучше,  а получилось как всегда
фото: PhotoXPress

Победителей не судят?

Тендер на реализацию программы выиграла компания «Ростелеком». Казалось бы — прекрасно, крупная, солидная компания с госучастием, значит, программа в надежных руках. Однако реализация программы на деле, похоже, оказалась далекой от того, что принято называть социально ответственным бизнесом. По информации СМИ, «без согласия жителей существующие исправные домофоны попросту демонтируют, а на их месте устанавливают оборудование компании». Что, естественно, не могло не вызвать недовольство жильцов: их вполне устраивали прежние замки. К тому же, если прежние трубки и ключи принадлежали жильцам как общедомовое имущество, то оборудование «Ростелекома» остается в собственности компании. А использовать возможность просмотра записей систем видеонаблюдения компания предлагает на телевизорах граждан, причем, жителю, имеющему телепакет другого оператора, просмотреть записи невозможно. Агрессивное продвижение своих продуктов компания сопровождала уверениями, что все это делается для реализации программы «Безопасный город». В результате, вполне актуальная, нужная инициатива столичных властей была воспринята жителями города совсем иначе, некоторым из них теперь кажется, что все затеяно для передела рынка и вмешательства в их личную жизнь.

Юго-западный эксперимент

«Ростелекому» в качестве эксперимента отдали для реализации программы несколько районов Юго-Западного округа. При этом жители Ясенево, Коньково и Южного Бутова начали протестовать, когда однажды обнаружили, что их прежние домофоны демонтированы, а на их месте красуются домофоны и видеокамеры «Ростелекома», представители которого «обрадовали» двумя новостями. Во-первых, теперь видеозапись с камер наблюдения в подъездах можно увидеть по телевизору. То есть любопытным старушкам больше не надо сидеть на лавочках, им про соседей целое кино покажут. Во-вторых, представители компании то ссылались на постановление столичного правительства, якобы, обязывающее их устанавливать оборудование, то говорили, что замена домофонов на самом деле происходит с добровольного согласия самих жильцов. Вот только жители уверяли в обратном. Возмущение экспериментом через встречи с префектами и бурные собрания в управах докатилось до Общественной палаты, где в конце 2013 года прошел круглый стол «Установка запирающих устройств и дополнительных видеокамер в подъездах домов в Москве: вопросы правового регулирования и безопасности жителей». Выяснилось, что опасения жителей имеют под собой основания. Во-первых, для трансляции видеоизображения с камер наблюдения компания предлагает использовать телевизионную сеть «Ростелекома», то есть фактически потребителю предлагается приобрести несколько услуг, каждая из которых имеет самостоятельную ценность. Во-вторых, демонтируется уже установленное оборудование других фирм, несильно отличающееся от устанавливаемого РТК. В-третьих, монтаж новых систем, а главное, демонтаж имеющихся, находящихся в общедомовой собственности жильцов, должны производиться с согласия всех жителей. Жители домов утверждают, что такого согласия они не давали. При этом новое оборудование останется собственностью РТК, то есть жители, по сути, лишаются общедомового имущества. В-четвертых, Ростелеком должен обеспечить отсутствие доступа к данным видеонаблюдения посторонних лиц. Да и трансляция в прямом эфире видео с камеры для жителей подъезда вызывает возмущение и недовольство москвичей.

Вопросы без ответов

Надо сказать, что на круглом столе в Общественной палате представители «Ростелекома» так и не смогли ответить на некоторые вопросы, волнующие и жителей, и представителей компаний, осуществляющих услуги на рынке запирающих устройств и кабельного телевидения. К примеру, почему нельзя интегрировать устанавливаемую систему видеонаблюдения в существующие системы домофонов? Как сообщало ИА «Регнум», на круглом столе зам. директора департамента развития проекта «Информационное общество» столичного филиала «Ростелекома» Григорий Желдак уверял, что просто видеокамера поставляется в комплекте с домофоном. Компании, что до этого установили свои домофоны, могут теперь просто взять оборудование «Ростелекома» на обслуживание. Что это вряд ли может стать полноценной компенсацией бизнесу, представитель монополиста умолчал. Зато он сделал акцент на том, что «Ростелеком» за те же 64 рубля, что берется с москвичей за домофон, оказывает гораздо больше услуг. Однако тут же признал, что стоимость телепакета от компании, который необходим для просмотра видеозаписей, стоит от 135 рублей в месяц и выше. То есть получается, что в реальности услуга стоит больше, не говоря о том, что придется отказаться от пакетов других кабельных операторов. И это вызывает особое недовольство жителей — мало кто захочет разрывать уже существующие договоры с фирмами. Может пострадать и малый бизнес, развитие которого активно поддерживает руководство страны. Вместо получения новых заказов, он еще и старых лишится. Кстати, тогда же выяснилась интересная деталь: договоры на обслуживание «Ростелеком» заключает сразу на 7 лет, при том что, по его же признанию, окупаемость услуги составляет 5 лет. Тем не менее, по мнению представителей монополиста, жители вполне могут отказаться от услуг «Ростелекома», а значит, добровольность сохранена. Правда, в этом случае им оставят только ключи. То есть попасть в собственную квартиру жилец сможет, а вот его гости вряд ли смогут дозвониться. Уверения сотрудников компании, что при этом все можно будет увидеть по телевизору, звучали довольно саркастично: ведь для просмотра видеозаписей нужно подключить телепакет того же «Ростелекома»! Сегодня, в преддверии выборов в Московскую городскую Думу, в ряде округов, ситуация привлекает внимание кандидатов в депутаты и может быть использована для полемики. Не хотелось бы, чтобы программа «Безопасный город», задуманная как актуальный и современный проект, улучшающий качество городской среды, стала разменной картой в предвыборной гонке.

Михаил Смирнов