Большинству россиян электронные медицинские карты недоступны

До полного охвата граждан нововведением еще далеко

08.09.2014 в 19:23, просмотров: 5556

Электронные медицинские карты (ЭМК), которые грозились внедрить в России еще в 2011 году, до сих пор знакомы лишь 15% российских пациентов. Никакого плана внедрения ЭМК в регионах нет, а сроки, указанные Минздравом России в дорожных картах проекта, сорваны. К такому выводу пришли эксперты Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье».

Большинству россиян электронные медицинские карты недоступны
фото: Геннадий Черкасов

Ранее планировалось, что введение электронной медкарты состоится в 2011-2012 годах, а все граждане РФ перейдут на электронные медкарты к 2014 году. С 2015 года все медицинские учреждения по идее должны приобщиться к новой системе. В идеале это означает, что пациенту, направляемому на лечение в любой стационар в любом регионе, не надо везти с собой «томик» медицинской документации. Все данные о пациенте, вплоть до детских болезней, врач может получить из компьютера в любой точке России. Однако пока, по мнению экспертов, до этого еще далеко.

«Не утверждена дорожная карта наполнения электронных медкарт, нет единого плана по внедрению таких электронных сервисов на территории всей России. В результате на сегодняшний момент не более 15% карт по стране полноценно ведутся от начала до конца. Я имею в виду не простую фиксацию визита пациента к терапевту в электронном виде, а полноценный архив данных, медицинскую историю пациента», - сообщил директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.

По его мнению, информатизация здравоохранения, на которую потратили более 31 млрд. рублей, никак не продвинула Россию в создании единой государственной информационной системы (ЕГИС). «Из-за нарушения сроков, установленных концепцией ЕГИС, регионы закупали оборудование и внедряли программное обеспечение на свое усмотрение, поскольку единых федеральных требований у них не было. В итоге этот «пазл» не складывается. Теперь регионы вынуждены дорабатывать свои системы, чтобы они совпали с федеральной системой, и тратить дополнительно бюджетные деньги», - отмечает Гаврилов.

Эксперты Фонда отмечают, что, согласно имеющимся рекомендациям, каждый регион на основе принятых программ модернизации сам решал, сколько и какие учреждения будут участвовать в проекте, сколько средств они могут потратить на эти цели. В результате стоимость госконтрактов в разных городах и весях на одни и те же услуги по информатизации отличалась в разы. Это привело к тому, что в некоторых регионах ЭМК ведут всего несколько больниц, где-то производится только регистрация пациента и фиксация оказанной помощи, а где-то автоматизирован весь процесс оказания медицинской помощи: от регистрации пациента до его выписки.

«Сейчас все еще нет правил игры в сфере информатизации здравоохранения. Мы можем говорить о застое или даже об ухудшении ситуации. Нет нормативных актов, определяющих статус электронного документооборота, ничего не сделано в плане стандартизации, возможности взаимодействовать с другими системами, нет нормальной организации ИТ-поддержки медицинских учреждений», - считает эксперт.

На информатизацию здравоохранения затрачено более 31 миллиарда рублей, порядка 10% от этой суммы отпущено непосредственно на разработку электронных медкарт и очевидно, что расходы еще будут расти. В частности, есть проблемы с подключением регионов к Федеральной электронной регистратуре и с подключением к федеральному сегменту ИЭМК. «Основная проблема здесь в том, что нет проектного управления. Нужно еще будет дополнительное финансирование регионов, чтобы выровнять ситуацию», - полагают эксперты фонда.