Реформа автошкол только-только начала набирать ход, а ее уже хотят свернуть

«Серые» эксперты против вице-премьера

Минобр и МВД активно очищают страну от сомнительных автокурсов, выпускающих на дороги аварийщиков-недоучек. Лицензий лишаются учреждения, не обладающие в том числе необходимой материально-технической базой для организации нормального процесса обучения. Но владельцы подобного «бизнеса на крови» не хотят мириться с потерей немалых денег и пускаются во все тяжкие, чтобы затормозить реформу, а то и вовсе свести ее на нет. И даже находят поддержку во властных структурах.

«Серые» эксперты против вице-премьера

Так, против реформы автошкольного образования, а значит, и повышения безопасности дорожного движения выступило недавно Минэкономразвития. При этом ведомство активно пользуется поддержкой так называемых экспертов из числа директоров автокурсов, лишенных и ГИБДД, и Минобром права учить граждан водительским премудростям.

Поводом свернуть реформы стал проект новой программы, подготовленной Министерством образования, по переподготовке водителей с одной категории на другую. Как и в случае с «основными» программами по обучению новичков, утвержденными в августе прошлого года, автошколы, занимающиеся переподготовкой, должны в том числе иметь площадку для практических занятий площадью 0,24 га. Минэкономики эта норма не устраивала никогда, и оно не преминуло воспользоваться случаем, чтобы провести «ревизию» уже утвержденных положений. Чиновников не останавливает даже то, что «земельную» норму для автошкол полностью поддержала Комиссия по безопасности движения при Правительстве РФ, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Более того, именно благодаря последнему, как уже писали «МК» и портал «АвтоВзгляд», Минэкономразвития пришлось снять свои претензии к новым программам обучения — и столь необходимая реформа заскорузлого процесса обучения будущих водителей стартовала, пусть и запоздав лет на пять (а по-хорошему — на все десять!).

Главная претензия Минэкономики — «избыточные административные ограничения» для автошкол, в результате которых многие из них будут вынуждены уйти с рынка. Между тем одна из целей реформы как раз и заключалась в том, чтобы вывести из игры школы, которые, пользуясь устаревшими нормами, практически не учили граждан водить машину, потому как им было не на чем и негде это делать, а вкладываться в развитие они и не собирались. Шла пресловутая «стрижка купонов», в результате которой на дороги выезжали абсолютно неподготовленные люди. Кстати сказать, тезис про «избыточные административные ограничения» для нормально работающих автошкол совершенно не актуален. Для них программы переподготовки не несут никаких материальных затрат вообще. Но отсутствие этих программ лишает учебный процесс гибкости и вариативности. Программы переподготовки мешают только «серым» автошколам, не получившим до сих пор акт ГИБДД и мечтающим повернуть вспять реформу системы подготовки водителей.

Между тем сегодня в той же Москве, где «земельный вопрос» стоит особенно остро и многие автошколы действительно не получили от ГАИ и Департамента образования «добро» на работу, их «нехватку» никто и не заметил! Оставшиеся на рынке учебные заведения даже испытывают дефицит курсантов!

Хотя тут, конечно, не все чисто. Да, и ГИБДД, и столичный Департамент образования всерьез взялись за «чистку автошкольных рядов», давая отрицательные заключения и лишая лицензий те из них, что не готовы к нормальной работе. Да вот беда — работать они продолжают. Как и по каким схемам — известно и достойно серьезного уголовного преследования. Но ни ГАИ, ни Департамент образования не спешат привлекать к своей работе следственные органы. Хотя любая прокурорская проверка закрытых, но продолжающих учить людей автошкол обнаружила бы много интересного, тянущего не на одну статью УК.

Но руководители таких заведений, почувствовав безнаказанность, уже открыто поддерживают инициативу Минэкономразвития, выступая чуть ли не в роли экспертов ведомства.

Но еще любопытнее, что все эти люди действительно эксперты! По крайней мере числятся таковыми на сайте Департамента образования города Москвы, что в том числе дает им возможность быть консультантами того же, скажем, Минэкономразвития или Минтранса и выражать «общественное мнение». И это очень характерная ситуация. Чиновники вроде и борются с «серыми» автошколами, но как-то формально, не отслеживая последствий своих же решений.

...И ведь, что самое обидное, это действительно может привести к реальному свертыванию реформы автошкол, которая только-только начала разворачиваться. Если, конечно, вице-премьер опять не поможет...

КСТАТИ

Комиссия Общественной палаты РФ (ОП) по вопросам общественной безопасности обратилась к главе МВД Владимиру Колокольцеву с предложением ввести в российских автошколах и, соответственно, при сдаче экзаменов в ГИБДД обучение еще и на машинах с правым расположением руля. Зампред комиссии ОП по общественной безопасности Дмитрий Чугунов мотивирует свою инициативу просто. Мол, в России сейчас насчитывается порядка 2,2 млн праворульных машин.

По его словам, идея изменить в угоду правому рулю принятое в конце прошлого года постановление правительства, определяющее порядок обучения водителей, родилась в ОП Амурской области. Поскольку в Дальневосточном регионе чуть ли не 80% автопарка —«праворульки».

Между тем нынешнее законодательство различает обучение даже на машинах с разными типами коробки передач. И в правах для этого есть специальные подкатегории — для обучавшихся на «механике» и на «автомате». «Правый руль» — не менее серьезная модификация привычного в европейской части страны типа машины. Поэтому ради дальневосточных водителей-новичков придется и в водительском удостоверении специальную графу вводить. Позволяющую управлять исключительно «праворульками». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26734 от 5 февраля 2015

Заголовок в газете: «Серые» эксперты против вице-премьера

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру