«Куй железо, пока горячо»: на аукцион выставлена Нобелевская медаль великого экономиста Саймона Кузнеца

Сколько стоит самая престижная награда?

«Куй железо, пока горячо…» На интернет-аукцион выставлена Нобелевская медаль, полученная в 1971 году великим американским экономистом Саймоном (Семеном) Кузнецом. Время завершения аукциона – четверг, 26 февраля, в 8 часов по восточному американскому времени. Сколько медаль принесет ее нынешнему владельцу — сыну Нобелевского лауреата и тоже экономисту Полу Кузнецу, которому сейчас 83 года?

Сколько стоит самая престижная награда?

Джеймс Уотсон продал свою Нобелевскую медаль за $4,76 млн. А вот член британского парламента Рэндел Кремер (лауреат премии мира за 1903 года) получил за свою всего лишь 17.000 долларов, указывает The New York Times. «Стоимость подобных медалей отчасти искусство, отчасти наука», — говорит Лаура Йентема, менеджер аукционного дома, который проводит продажу медали.

По «отчасти наука» Нобелевскую медаль Кузнеца называют «интригующей». Термин отнюдь не экономический. Ее начальная аукционная цена $150000. Госпожа Йентема говорит, что начальная цена в идеале должна быть несколько ниже той, за которую ты хочешь продать товар. Но, в конце концов, подлинная цена товара — это то, что за него заплатили. Так считают экономисты. Ждать нам осталось недолго. Скоро мы узнаем цену медали Кузнеца.

Нобелевских медалей за экономику совсем немного. С 1901 года было продано небольшое количество медалей из полученных 889 и ни одной «экономической». Кстати, Нобелевские медали за экономику называют «пасынками» настоящих Нобелевок. Эта категория была введена не Альфредом Нобелем, а Банком Швеции в 1968 году в честь своего 300-летия. Нобелем же премии были установлены в пяти категориях — мира, которую Кремер получил в 1903 году, медицины, лауреатами которой за открытие ДНК стали доктора Уотсон, Крикк и Уилкинс, физики, химии и литературы.

Что такое Нобелевская медаль? Это золотой медальон 23 карат, стоимостью в 8.700 долларов. Но Нобелевская медаль имеет еще то, что называют «мистикой». Кто получил ее и за что? Кстати, «мистикой» обладают все награды. Так статуэтка Оскара, принадлежавшая Дэвиду О.Селзнику, получившему ее за кинофильм «Унесенные ветром», была продана за полтора с хвостиком миллиона долларов. А вот премия «Золотой глобус» за лучшую песню 1974 года «Я чувствую любовь» принесла ее автору Боксу всего $23.116. (Кинофильм «Бенджи»). Медаль 1953 года за американский футбол, принадлежавшая Нэту Лофтхаузу, была продана за 30.819 долларов. А Президентская медаль «За свободу», которую президент Джонсон вручил в 1968 году своему министру обороны Роберту Макнамаре, принесла 47.762 доллара. Эх, сколько бы дал за нее Макнамара, чтобы только не было Вьетнама!

Те, кто бились за медаль Кузнеца, умершего в 1985 году, должны были решить для себя — кем он был в экономике «Унесенным ветром» или «Бенджи»?

Саймон Кузнец был, конечно же, «Унесенным ветром», хотя, как поется, «я имени его не знаю». Он заложил основы современной экономики, создав стандартные меры национального дохода и экономического роста. Кузнец хотел найти способ описания того, что происходит в индустриально развитых и развивающихся нациях. Свои экономические исследования он обрамлял исторической атмосферой. В своей речи во время вручения ему Нобелевской премии Кузнец сказал: «Я начинал с того, что в общем экономика является базисом всех социальных проблем». Знакомая формулировка, не так ли?

Кузнец, подобно многим другим великим ученым и изобретателям: Сикорскому, Северскому и т.д., родился в Российской империи в 1901 году. Поначалу он работал на Украине сотрудником какого-то невзрачного статистического трудового офиса. Переехав в Соединенные Штаты, он поступил в Колумбийский университет. В 1930 годах его исследования помогли великому Кейнсу сформировать идеи стимуляции экономики для того, чтобы выбраться из глубокой депрессии. Во время Второй мировой войны Кузнец был главным статистиком Совета военного производства. Его калькуляции клались в основу того, на чем должно было фокусироваться правительство США — на производстве танков или самолетов.

Почти все важнейшие экономические показатели министерства торговли, того времени, восходили к работам и рекомендациям Кузнеца. Но одну из его главных рекомендаций министерство не приняло — включить неоплачиваемую работу на дому в производство страны.

Сын Кузнеца Пол говорит, что он начал серьезно подумывать о продаже медали отца после звонка из аукционного дома Сандерса. «Медаль находилась в депозитном боксе сейфа около сорока лет, не принося никому ничего хорошего, — говорит Кузнец-младший. — У меня есть фотографии вручения отцу Нобелевской премии, даже записи его речи. В моей памяти сохранились многие годы жизни с моими родителями. Я думаю, что все это много важнее для меня, чем по сути дела лишь какая-то драгоценность.

Но именно продажа «какой-то драгоценности» — Нобелевской медали Крикка в 2013 году за 2.27 миллиона долларов дала толчок нобелевским аукционам. «Я понял, что я тоже вскоре продам мою медаль 1962 года, как только мне стало известно, что золотая медаль Фрэнсиса Крикка была продана за более чем два миллиона долларов», — писал Уотсон в аукционной информации дома Кристис. Как известно, Уотсон сделал неудачное и ненаучное заявление о «неполноценности» разума черных. Поэтому он хотел, чтобы часть вырученной суммы пошла на благотворительные цели.

Как пишет глава отдела Кристис по книгам и манускриптам Фрэнсис Уолгрин: «Цена медали была определена не самой драгоценностью. Она отразила растущий интерес рынка ко всему, что имеет отношение к раннему пониманию и развитию ДНК на сегодняшний день».

В прошлом 2014 году были проданы еще две Нобелевские медали. Одна — 1936 года — принадлежала аргентинскому министру финансов Карлосу Сааведре Ламасу, который убедил свою страну вступить в Лигу наций. Медаль была продана за $1,16 млн. Вторая медаль в области физики, принадлежавшая Джеймсу Чедвикку, открывшему нейтрон, была куплена за $329.000. И так цена ДНК оказалась намного дороже цены нейтрона.

В 2012 году семья Фолкнера попыталась продать его медаль «хотя бы» за полмиллиона долларов. Но аукцион отменили, когда цена дошла до $425 тыс. Как говорит один из директоров Кристис Ричард Остин: «Аукционы Нобелевских медалей сравнительно новая затея. И я не знаю, как долго они продолжатся. Все знают, что сделало Уотсона и Крикка знаменитыми. Но дело становится более трудным, когда речь заходит о более специализированных Нобелевских премиях». (Это не о Фолкнере, конечно).

Продажа медали Кузнеца, считает аукционный дом Нэйта Сандерса, привлечет университеты, связанные с экономикой и, возможно, двух-трех магнатов с Уолл-стрита.

Поживем — увидим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру