«Тревога-101»: что тревожит американское студенчество?

Обуреваемая беспокойством учащаяся молодежь не может обойтись без профессиональных консультантов

Дело происходило в Орландо, штат Флорида. Как-то утром группа студентов, словно укрываясь от солнца, зашла в одну из полутемных комнат консультационного центра Университета Центральной Флориды (УЦФ). Группа была довольно живописная — от младшекурсников в лохмотьях и продетых сквозь нос железных кольцах, до выпускников в строгих костюмах, готовых к собеседованиям в учреждениях и компаниях. Но у всех у них была одна цель — аудитория «Тревога-101».

Обуреваемая беспокойством учащаяся молодежь не может обойтись без профессиональных консультантов

Студенты расположились кругом. Психолог Николь Арчер, оказавшаяся посередине, обратилась к ним с вопросом:

— Как проявляются ваши тревога и беспокойство?

— У меня начинается сердцебиение.

— Меня охватывает паника…

— Я начинаю потеть…

— У меня бессонница…

Студенты отвечали, перебивая друг друга.

Причин их треволнений несколько — учеба, деньги, то есть их отсутствие. И взаимоотношения. Чем больше они думают об этом, тем больше нечто вроде паралича охватывает их…

Тревога вытеснила депрессию с первого места среди наиболее «популярных» диагнозов в студенческой жизни Америки, хотя и депрессия на подъеме. Более половины студентов, посещающих кэмпусные клиники, говорят о тревоге как о состоянии их здоровья. Таковы выводы опроса ста тысяч студентов, проведенного в Соединенных Штатах Центром душевных болезней Пенсильванского университета. Приблизительно, один из шести студентов или диагностируется, или лечится. Профессиональный диагноз — тревога, беспокойство. Это данные Ассоциации здравоохранения американских колледжей.

По словам экспертов, причины заболеваний самые разные — нарастающее давление академических предметов на еще не окрепшие организмы, слишком «заботливые» родители и нервное подключение к социальным медиа. Конечно, беспокойство и раньше играло роль в драме студенческой жизни, но сейчас студенты испытывают настолько интенсивную тревогу, что не могут обойтись без профессиональных консультантов.

Поскольку студенты начинают и заканчивают учебу, обуреваемые тревогой, то по общему мнению терапевтов, это накладывает огромные тяготы на медицинские центры в кэмпусах.

Подобно другим университетским клиникам, Центр по консультациям и психологическому сервису Университета Центральной Флориды, одна из крупнейших и быстро растущих в Америке, имеющего около 60000 студентов, испытывает рост пациентов. Только за последний год их число выросло на 15,2%. Центр разросся так стремительно, что многие учебные заведения переоборудованы под него. Кроме того следует учитывать стигматичность душевных болезней, что тоже гонит многих студентов в клиники и амбулатории.

Так, считает, например, консультант УЦФ по ментальным заболеваниям Стефани Престон. Она говорит, что наблюдает прилив тревоги среди студентов. Некоторые паникуют даже от мысли, что их могут «вызвать к доске». А у одного пациента — Николаса Грейвса тревога стала даже угрожать его жизни.

Два года назад Грейвс, занимавшийся изучением искусства кино, ходивший в джинсах и футболках, едва-едва поспевал к началу занятий. Ему приходилось ездить на автобусах. И вот Николасу стало мерещиться, что все только и делают, что глазеют на него. Он наносит себе увечья. Его дважды госпитализировали. Под руководством Престон он стал поправляться. «Я уже откровенен по поводу моих беспокойств и депрессии. Я больше не стесняюсь их», — говорит Николас, которому всего 21 год.

Директор консультаций и психологического сервиса Аппалачского университета в Буне, штат Северная Каролина, Дэн Джонс говорит, что тревога стала эмблематичной для нынешнего поколения студентов. Поскольку эскалация стрессов начинается еще в школе, то ученики поступают в колледжи уже охваченные беспокойством, считает Джонс. С ним согласны и другие медики. Более того, ученики, привыкшие к строгому родительскому присмотру, уже не могут отправляться в самостоятельное плавание. А присутствие родителей не даст им развивать эту самостоятельность. «Многие поступают к нам, не имея выносливости прежних поколений, — говорит доктор Джонс. — Они не терпят дискомфорта или необходимости борьбы. Наипервейший симптом этого — беспокойство, а они не знают, как утихомирить себя».

И еще гнетущее и грызущее влияние социальных медиа, ставших постоянным фактором студенческой жизни. Вам кажется, что все в совершенстве владеют ими и получают от этого наслаждение. А вот вы… Возник даже такой термин-акроним FOMO, то есть страх пропустить что-то.

И вот то, что когда-то было легко поправимо, становится предметом психических диагнозов. «Студенты хотят лечиться. Они говорят, что получили первую тройку в жизни, и поэтому их жизнь уже ни к черту не годится», — говорит Мик Шарма, президент Центра консультантов и директоров Ассоциации университетов и колледжей.

Тревога — это собирательный термин для нескольких психических отклонений, включая социальное беспокойство и агорафобию. Она как бы сопровождает и другие диагнозы, вроде депрессии и, может быть, весьма настойчивой и обезоруживающей. Студенты, страдающие от этого, считают, что их трудности отбрасываются в сторону, поскольку, мол, тревога стала клишированной в их жизни.

Вот, например, 18-летняя Алекса, которую лечат от беспокойного расстройства еще со школы, когда ее терроризировали «монстры под кроватью». Сейчас она закончила первый год учебы в Квинк-колледже Нью-Йорка. Когда с ней случаются психологические срывы, она пытается «объяснить» их своим учителям всевозможными видениями, но они ей возражают и говорят, что дело в ее невнимательности, то есть, считает она, «не понимают» ее.

Конечно, чаще всего тревога бывает более мягкой, прерывистой или временной. Студент беспокоится но в разумных пределах. «Мягкая тревога легко поддается лечению. Но что зачастую происходит. Занятые нарастающим количеством серьезных депрессий, некоторые консультативные центры прибегают к так называемому «тройному протоколу». Это означает, что тем студентам, которых психические расстройства не так беспокоят, приходится ждать своей очереди. Иногда месяцами. «В первый месяц семестра у студента наступает паника, когда надо посещать занятия. Но список ожидания в клинике уже заполнен на несколько недель вперед. И вот студент вместо помощи ощущает ухудшение своего положения», — рассказывает Бен Локке, директор клиники услуг Пенсильванского университета. А госпожа Престон добавляет: «Студенты протирают свои штаны академически, в финансовом отношении они натянуты как струна, некоторые из них вкалывают сразу на трех работах. Здесь ничего не надо диагностировать. Просто им иногда нужно давать выход из такого положения, то есть разрядиться. Несмотря на то, что у Университета Центральной Флориды имеются 30 психиатров, он не в состоянии охватить всех студентов, в особенности тех, «которые страдают, но вида не подают».

Подобно другим консультационным центрам в колледжах, УЦФ имеет целый ряд «мастерских» и групп терапии, которые прямо или косвенно занимаются тревогой, депрессией и тем, что их подпитывает. Осенью УЦФ проведет испытание новой системы борьбы с беспокойством, которая включает в себя семимодульную когнитивно-поведенческую программу по телефону. Она будет дополняться видеоконференциями с участием терапевтов. Эта же система предлагает терапевтические группы, рассчитанные на весь семестр и имеющие такие названия как «Будь спокоен и контролируй себя» или «Депрессии — заботливость», или «Построение социальной уверенности».

Терапевты должны быть в полной боевой готовности. «Никогда не знаешь, кто к тебе зайдет и с чем, — говорит Карен Хоффман, директор Центра. — Одни разводятся. У других умерли родители, у третьих — биполярное расстройство. Или они двуполые и нуждаются в гормональной терапии». Недаром доктор Локкр и его коллеги установили, изучив консультационные центры по всей Америке, что пациенты поступают к ним все более травмированные.

Половина из посетителей таких центров уже находилась под наблюдением психиатров еще до студенческой скамьи. Одна треть глотает психиатрические лекарства, четверть — наносит себе ранения.

В результате успехов психиатрической медицины и лекарств сейчас среди студентов мы находим таких, которые так лет 20 назад вряд ли бы могли учиться. Главная задача консультационных кэмпусных центров состоит в том, чтобы помочь студентам получить образование. Согласно федеральной статистике, только 59% студентов, после шести лет занятий окончили в 2006 году четырехлетний курс обучения.

Исследования последовательности показывают связь между душевными заболеваниями и академической успеваемостью студентов. Так в этом году опрос, проведенный в Центре штата Огайо показал — больше половины студентов считают, что консультации помогают оставаться им в колледжах.

Для тех студентов, которые страдают тревогой, ее первый источник сам их учебный курс. Центр УЦФ и его горячая линия наиболее загружены в период экзаменационных сессий. Именно в такие дни Центр проводит свой наиболее популярный цикл «Позитивно свободны от стресса»…

Недавно перед заключительной неделей учебы студенты, усталые и раздраженные, собрались в своем Центре. Большинство пришло сюда впервые. В палатке, раскинутой перед Центром, их встречал талисман — магнит, которому подло было бы сопротивляться — 14-фунтовая гавайская сертифицированная терапевтическая собака. Некоторые гладили ее во время индивидуальных приемов у врачей. Это уменьшало тревогу.

— Боди! — звали они пса, и он шел к ним, словно приветствуя их своим дружеским пофыркиванием.

За два часа 75 студентов прошли сквозь Центр. Многие из них сидели на полу и гладили по шерсти животы собак. Студенты говорили о том, как хороши наступившие каникулы.

Покидая Центр, студенты получали так называемый «стрессовый набор», в котором были маркеры, стрессовые мячики и конфеты. Кроме того в наборе была карточка с информацией о том, как законтачить Центр, если студентам, разъехавшимся кто-куда, вдруг потребуется помощь Центра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру