Россия сэкономит на образовании

И может оставить в школе по одному учебнику литературы

Больнее всего готовящееся секвестирование расходов на образование ударит по возможностям развития системы в будущем и по исправлению ее нынешних недостатков. При этом «сложности» в образовании сохранятся и впредь. Таковы итоги, подведенные накануне летних каникул семинаром Института развития образования (ИРО) Высшей школы экономики.

И может оставить в школе по одному учебнику литературы

— 2014–2015 учебный год характеризовался напряжением в образовательной политике. Вероятнее всего, этот тренд сохранится и в следующем году. — Такова, по мнению научного руководителя ИРО Исаака Фрумина, нынешняя ситуация отечественного образования. Впрочем, как показал опрос экспертов по образованию, не его одного. 39% опрошенных сочли самым значимым событием года (разумеется, со знаком минус) урезание образовательного бюджета. Причем оно будет иметь долгосрочные негативные последствия, предупреждают они.

Даже сейчас, констатировала директор ИРО Ирина Абанкина, наша страна с ее 4% ВВП, идущими на образование, выглядит в мировом рейтинге более чем скромно. Даже Бразилия, еще недавно финансировавшая свое образование примерно на российском уровне, повысила эти показатели до среднего уровня развитых стран. Россия же после секвестра будет отставать от них практически вдвое. Фактически наше государство поддержит впредь лишь основные образовательные программы, прекратив вложения в такие важнейшие области, как поддержка научных исследований», — подытожила она.

Реальный шанс выжить в таких условиях есть лишь у нескольких десятков вузов-лидеров, финансирование которых в 4–5 раз больше, чем у остальных. На софинансирование со стороны граждан, чьи доходы в кризис сократились, большинству вузов также рассчитывать нечего.

Другой темой года, привлекшей основное внимание экспертов, стала реанимация выпускных школьных сочинений. Здесь по понятным причинам позитива больше. Однако ряд моментов все же вызывает озабоченность, и в первую очередь решение о праве вузов по своему усмотрению давать абитуриентам до 10 дополнительных баллов за сочинение: « Это фактически отдает на откуп вузовским преподавателям установку барьера между платным и бесплатным обучением при одинаковых баллах ЕГЭ», — предупреждают специалисты.

Тревожат образовательную среду и перманентные попытки некоторых политиков продавить идею перевода школы на единые учебники. Причем единые не по своей концепции, а в смысле единственные. И уже не по одной только истории, но и по другим предметам — математике, русскому языку и литературе.

— Против преподавания только по одному учебнику возражал еще Ушинский, — напомнил Фрумин. — Таким образом, авторы идеи пытаются вернуть отечественное образование в XIX век. При этом одновременно они предлагают ввести в стандарт «базовое содержание, обязательное к усвоению». То есть, дети снова будут не учиться в школе, а лишь «проходить» предметы — словосочетание (и добавим, стоящее за ним явление. — «МК»), которого нет нигде, кроме России.

Соответствующий законопроект, как оказалось, уже готов, и его поддержали около 80 депутатов ГД, сообщил замглавы аппарата думского комитета по образованию Алексей Майоров. В сентябре его обсудит палата, и не исключено, что вскоре примет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру