Какие подвохи таит в себе «дешевый» автомобильный прокат

Машина на час

Сервис каршеринга, или почасового автопроката, в нашей стране в последнее время презентуется как однозначное благо, как дешевая альтернатива такси и даже личному авто. И буквально на днях на столичном рынке появится каршеринговая компания, поддерживаемая столичными властями. Однако не спешите стать клиентом фирмы — в этом сервисе далеко не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В чем, собственно, мы убедились на собственном опыте.

Машина на час

Особый интерес к данной, с позволения сказать, инновации еще пару месяцев назад вызвало интервью главы московского Дептранса Максима Ликсутова, который вдруг объявил, что к концу лета в столице заработает сервис муниципального каршеринга. Причем расценки функционером были обнародованы весьма интригующие — примерно 300 рублей в час. Таким образом, за 500 рублей клиент в теории мог бы успеть (с учетом пробок) доехать от точки «А» в точку «В», что определенно обошлось бы ему дешевле услуг такси. В общем, довольно заманчиво. Правда, позже выяснилось, что в августе запускается только один каршеринговый проект, который не является муниципальным, хотя, по данным портала «АвтоВзгляд», пользуется определенной поддержкой столичных властей. Но в целом — это обычная частная компания, где в качестве основного инвестора выступает некий швейцарский холдинг. Еще одна новость заключалась в том, что стоимость часа аренды по сравнению с озвученной Ликсутовом, оказалась выше почти в два раза — 534 рубля.

Тем не менее мы все же решились испробовать эту систему на себе, посетив сайт компании, ознакомившись с расценками и заказав курьера в офис для подписания договора. Однако это подписание так и не состоялось...

Пожалейте свой кошелек

Сервис этой компании предполагает, что с фактическим договором клиент предварительно знакомится еще на сайте, что, кстати, при изучении ресурса совсем не очевидно, а курьер просто доставляет бумагу для подписи — так называемое «Подтверждение присоединения» к договору. Так что времени для досконального изучения бумажного варианта у вас не остается, если вы, как и мы, не разобрались в структуре сайта. В общем, нам снова пришлось лезть на интернет-ресурс компании, но теперь погружаться в юридические дебри, чтобы выяснить, стоит ли все же подписывать предложенное соглашение. И именно тут мы обнаружили и шкафы, и припрятанные в них скелеты. Причем последние нашлись только в самом конце 20-страничного (если считать со всеми приложениями) договора. И как только вы начинаете знакомиться со штрафным «прейскурантом», желание стать клиентом каршеринга начинает таять, как пломбир в 40-градусную жару.

Итак, первое, что стоит усвоить тому, кто все же решится на такую процедуру: любая мелкая авария, случившаяся по вашей вине, будет стоить вам минимум 15 000 рублей. Даже если это будет царапина, которая закрашивается и полируется за 7000–8000, «пятнашку» с вас снимут обязательно. Но это не все: означенная сумма в качестве штрафа снимается лишь при условии, что сумма ущерба не превышает определенный предел. У одной из этих компаний — это 70 000 рублей, у другой — 100 000 рублей. Оценку, разумеется, проводит арендодатель либо уполномоченный им представитель, и, если выяснится, что лимит превышен, в первом случае клиент по умолчанию оплачивает 25% от стоимости ремонта, а во втором — 15%. Кстати, представители фирмы рассказали нам, что, поскольку они закупают новые авто у конкретного производителя, ремонтом и оценкой будут заниматься исключительно официальные дилеры. Однако, зная об особенностях дилерского сервиса в нашей стране, мы этот вопрос оставим без комментариев.

Но продолжим о штрафах. Удаление или повреждение фирменных наклеек или лого арендодателя — 20 000 и 5000 рублей соответственно. Притом никто не говорит, как можно защититься от случайного хулигана. Отключение GPS-трекера — 150 000 рублей. Несвоевременное предоставление документов в случае ДТП — 50 000 рублей и не важно, что ГИБДД или участковый могут по каким-то причинам затянуть оформление бумаг (при этом из договора совершенно не ясно, что же считать «несвоевременностью»). Столько же стоит (в дополнение к гаишному штрафу) нахождение за рулем в состоянии наркотического или алкогольного опьянения в момент ДТП. Плюс полное возмещение ущерба.

Ни туда ни сюда

Куда актуальнее другое: запускаясь в конце этого месяца, новая каршеринговая компания пока (до 2016 года) позволяет оставлять машины только в пределах ТТК. Резоны тут, с одной стороны, понятны: у фирмы лишь сотня автомобилей, и, если они «разбредутся» по окраинам, окупаемость может пострадать. К концу года машин должно быть уже в пять раз больше, тогда же ожидается расширение соответствующей зоны. К слову, конкуренты позволяют клиентам бросать машины в пределах МКАД, но не абы где, а не далее чем в 400 метрах от станции метро и на бесплатной парковке. 401 метр? Штраф в 5000 рублей.

Что еще интересного… Не разрешается выезжать за пределы Московской кольцевой (+5 км), то есть затариться в гипермаркете вы еще сможете, а отвезти бабушку на дачу — уже нет, ибо поездка выйдет в весьма серьезную копеечку — в 5000 рублей. В общем, как говорил герой одного уже довольно старого фильма: шаг влево, шаг вправо — побег, прыжок на месте — попытка улететь, стреляю без предупреждения…

В каршеринге штрафуют за все. За что-то — больше, за что-то — меньше. Это даже можно назвать «принуждением к дисциплине», но в любом случае любой клиентский «залет» делает сервис, мягко говоря, невыгодным. Да, кстати, если вы вдруг полагаете, что в любое время можете оспорить штраф или просто не платить его, ошибаетесь: каршеринговые конторы практикуют безакцептное списание платежей и штрафов с личного счета арендатора или с его банковской кредитной карты. Разумеется, у вас будет возможность отменить списание через банк, заставив компанию обращаться в суд, но охота вам связываться с нашей Фемидой, да и вообще терять время на пустом месте?

Этого достаточно? Нет? Тогда просто возьмите в руки калькулятор и почитайте. Поездка по Москва на общественном транспорте — 120 рублей 3 часа. Час аренды самого бюджетного авто в рамках каршеринга обойдется в 8,90 в минуту, или 534 рубля в час. То есть минимум 360 рублей вы заплатите. Без учета оплаты парковки, если вдруг вам приспичит постоять в пределах ТТК.

А теперь внимание! Средний чек при поездках по городу на такси, заказанном через один из интернет-сервисов — 511 рублей. При этом в расчет включены все тарифные планы (от бюджетного «эконома» до топового «бизнеса»), а также поездки в аэропорты и обратно, стоимость которых, как правило, фиксирована. У других агрегаторов ситуация примерно та же. Но тут вы не платите ни за парковки, ни за аварии. И у вас есть персональный водитель.

И еще одно. Каршеринг позиционируется как замена личному авто. В пример даже приводится опыт других стран (кстати, он далеко не всегда позитивный). Проблема в другом: по сути предполагается, что сервисом будут пользоваться люди, не имеющие постоянной практики вождения, притом в большинстве своем они будут ездить по центру города. Простите, но для Москвы это сродни самоубийству. Между тем в начале июля один из таксопарков выпустил на улицы два дорогущих авто. Так вот меньше чем за месяц обе машины попали в аварии. Мелкие. Случившиеся по вине третьих лиц. Но речь не об этом. За рулем этих машин всегда находились весьма опытные люди. Уж поверьте, абы кому автомобили стоимостью под сотню тысяч долларов не доверили. А как часто в аварии станут попадать те, кто обычно пользуется подземкой или другим общественным транспортом? ДПС и «штрафной департамент» каршеринговых фирм будут в восторге.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26896 от 27 августа 2015

Заголовок в газете: Машина на час, или Какие подвохи таит в себе «дешевый» автомобильный прокат