Культурно-желудочная революция в Китае: дело рук «красных ресторанов»

Революционная ностальгия стала модной в Поднебесной

Лежит ли путь к сердцу мужчины через его желудок? Этот давний спор декадентской Европы уже окончательно решен в Китае в пользу желудка. Дети «культурной революции» становятся гурманами и сибаритами… Субботний вечер в ресторане «Красная сцена» в Пекине. Молодые клиенты хлопают в такт музыке. Те, что постарше, с покрасневшими от выпивки лицами поют и танцуют вместе с артистами, священнодействующими на сцене. Перфоманс — коктейль из китайской оперы и парижского кабаре. В «Красной сцене» и актеры, и официанты наряжены в форму китайской армии, рабочих, крестьян и «культурных революционеров».

Революционная ностальгия стала модной в Поднебесной

На сцене разыгрывается «юмористический скетч». Наказание какого-то землевладельца, которого избивают и наряжают в нечто, венчающееся бумажным колпаком. Как во времена «культурной революции». В общем «лендлорда» критикуют тумаками и подзатыльниками. Как тогда.

Рестораны вроде «Красной сцены», пользуясь туристическим бумом и популярностью эстрады, отдают дань революционной ностальгии. Сие может показаться несколько странным: празднование богов Мао и Бахуса одновременно.

Первый «Красный ресторан» появился в Пекине в 90-х годах. Но он предлагал своим посетителям лишь несколько плакатов, например, несколько листьев салата и огурцы. Как тогда.

Не то сейчас. На родине Мао рулит средний класс. Так в «Красной сцене» подают креветок за 27 долларов. За креветками следуют песни и танцы эпохи «культурной революции». И это весьма показательно. Раньше все то, что напоминало «классовую борьбу» считалось табу. Но «Красная сцена», которая открылась в 2005 году на 400 кувертов, показывает, как старшее поколение китайцев пытается забыть свое прошлое, а младшее — постичь его гастрономический флер.

В ходе скетча о заносчивом землевладельце аудитория размахивает маленькими красными флажками, которые лежат обычно на столах вместе с ножами и вилками.

В 2011 году, когда Китай праздновал 90-летие основания компартии, «Красные рестораны» в стороне не остались. Более того, некоторые из них стали мобильными, повторяя географию Великого похода. Было даже создано «Экспо красного китайского туризма», которое обслужило 1,35 миллиарда посетителей. (Одна пятая мирового туризма).

Многие завсегдатаи «Красных ресторанов» были юнцами во времена «культурной революции». Их насильно посылали в деревенскую глушь, где они занимались тяжелым ручным трудом, от которого ломило поясницу и створаживало мозги. Но месть тем более оказалась сладкой! Один из них — Хуан Цзен решил открыть в Пекине «Ресторан с развевающимися красными флажками» в 2—7 году. «Пусть люди помнят о «культурной революции», — говорит он. Его официанты знают наизусть высказывания Мао Цзедуна и умеют исполнять «танец лояльности» времен «культурной революции», где основные «па» это потрясение сжатыми кулаками.

В ресторане «Развевающиеся красные флажки» большинство клиентов в возрасте 60-70 лет. Они приходят в этот кабак и «омываются в ностальгии», по дням своей молодости. «Они любят революционные песни, танцы, транспаранты не потому, что это было делом рук Мао, а потому, что все это напоминает им годы юности», — философствует какой-то официант.

Ностальгия распространяется и на ресторанное меню. В нем есть блюдо с названием «Большая революционная семья», состоящее из дюжины даров моря и мяса. Другое блюдо — «Бойцы, которые форсировали мост Лудин». Это блюдо из жареных цыплят должно напоминать об одной из славных побед Китайской народно-революционной армии. Исполняемые на сцене скетчи — живое воплощение подобного меню. Философ-официант с чувством превосходства комментирует: «Мы развлекаем наших клиентов их ностальгией, но так, чтобы они не слишком глубоко увязали в социальных проблемах».

Однако без противоречий все-таки не обходится. Одна посетительница ресторана «Развевающиеся красные флажки» написала в местной газете: «Форма красногвардейцев просто отвратительна. И они напоминают мне о неприятном прошлом». Оказывается она пошла в ресторан со своими пожилыми друзьями, которые на своей шкуре испытали все прелести «культурной революции». «Одному из них стало дурно и мы покинули ресторан», — пишет она, а затем задается таким вопросом: «Куда смотрят власти? И хотя все, что происходит на сцене, подпадает под цензуру властей, их вмешательство вряд ли можно обнаружить».

Впрочем, цензура в меню ресторана не значится. Как говорит философ-официант: «Нам нет никакого дела до правительства. Поэтому нас не заботят его взгляды. И вообще, мы даже не знаем, каковы эти взгляды».

Дальше ехать некуда, кроме как в ресторан «Развевающиеся красные флажки»…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру