Русский язык будут изучать в школе на базовом и профильном уровнях

Школьную словесность подвергли единой концепции

29.10.2015 в 19:55, просмотров: 8259

Единой школьной словесности не будет, русский и литература сохранятся как отдельные предметы, а ЕГЭ по русскому можно будет сдать после 9-го класса, причем в нем появится устная часть. Таковы основные положения концепции доработанного и представленного 29 октября в на заседании рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школе.

Русский язык будут изучать в школе на базовом и профильном уровнях

Проект концепции, подготовленный ко вчерашнему заседанию, расставил многие точки над «ё» в готовящейся реформе школьной словесности.

Прежде всего из планов реформаторов исчез сам термин «словесность» как название школьного предмета. После долгих обсуждений было решено оставить в школьной программе 2 отдельных предмета — русский язык и литература — и, соответственно, два отдельных Единых государственных экзамена по этим предметам.

Изучение русского языка впервые предлагается вести на двух уровнях — базовом и профильном. Базовый позволит овладеть государственным языком для использования его в быту. Причем ЕГЭ, подтверждающие этот навык, предлагается сдавать уже после 9-го класса. Ну а изучать предмет в 10-х и 11-х классах и сдавать профильный ЕГЭ при окончании школы останется лишь будущим филологам. При этом в экзамене, по предложению президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой, может появиться устная часть, которую опробуют на практике на 9-классниках.

По мнению учителя русского языка и литературы московской школы №2097 Ольги Зайцевой, окончание изучения государственного языка в 9-м классе с возможностью тогда же сдать итоговый экзамен по этому предмету чревато катастрофой.

Что же касается раздела концепции, посвященного литературе, то там, судя по всему, «катастрофы» пока не выявлено. Однако и в этой части, констатировал профессор Московского педагогического госуниверситета Сергей Зинин, остались нерешенные проблемы. Первая из них — «опасность чрезмерного сокращения программы, которая и сейчас не слишком перегружена». Вторая, реальная угроза — заменить предмет «Литература» предметом «Чтение», что, по мнению Зинина, происходит уже сейчас под соусом приобщения школьников к книге.

Среди предложений, прозвучавших на заседании, но не вошедших пока в концепцию, — превращение литературы в обязательный школьный предмет, а также узаконивание преподавания ряда дисциплин на национальных языках России. Вскоре, однако, дополнений станет намного больше. Проект единой концепции преподавания русского языка и литературы в российских школах выносится на общественное обсуждение, которое продлится до конца 2015 года и определит окончательный вид документа. В итоге уже «в первые месяцы 2016 года, — уточнила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, — мы выйдем на итоговый документ. И после его утверждения правительством с нового учебного года концепция может быть использована для образовательного процесса».