Как опознать неисправный самолет: советы эксперта

«Обращайте внимание на закрылки и иллюминаторы»

Недавняя катастрофа самолета A321 в Египте, унесшая жизнь 224 человек, в момент сделала авиационную безопасность одной из самых обсуждаемых тем в России. Но пока эксперты и специалисты ломают копья в спорах о том, как посильнее «закрутить гайки» в отечественной авиации, для рядовых пассажиров волнующий вопрос о том, как обезопасить себя на время полета, остается открытым. На что стоит обратить внимание, садясь в самолет? Что должно настораживать на его борту? И как себя вести, заметив, что с самолетом что-то не так? Об этом «МК» побеседовал с авиаэкспертом, заслуженным летчиком-испытателем Виктором ЗАБОЛОТСКИМ.

«Обращайте внимание на закрылки и иллюминаторы»

- Надо понимать, что в полете не так много вещей, по которым пассажир может понять, что с самолетом что-то не так, - говорит Виктор Васильевич, - к примеру, вы проходите в салон, и видите, что там потертые и обшарпанные кресла. Ваш ход мыслей примерно следующий: «ага, машина старая, значит, может сломаться, и я — в опасности». Скажу сразу: это — миф. Потрепанные самолеты летают на внутренних рейсах во многих странах мира, в том числе — в США, в этом нет ничего страшного. Новые машины авиакомпании стараются ставить на международные рейсы, все-таки это — вопрос престижа.

- Стоит ли спрашивать у экипажа, когда был выпущен самолет? Может, если срок годности превышен, то и лететь не стоит?

- Вы же понимаете, что если за любой машиной ухаживать, вовремя ее ремонтировать и обновлять, она может служить очень долго. Любой пассажир может поинтересоваться у экипажа, какого года выпуска то или иное воздушное судно, но это — лишь справочная информация, она ни о чем током не скажет даже авиационному эксперту. Тем более, что в некоторых случаях «возрастной» самолет — это даже хорошо. Скажем, в СССР все гражданские лайнеры строились по военным нормативам прочности; поэтому, к примеру, разрушить ТУ-154 — это целая проблема.

- Должны ли настораживать пассажиров какие-либо звуки во время полета?

- Они в них просто не разберутся без специальной подготовки. А по-настоящему «плохой» звук — к примеру, свист от разгерметизации — сразу же обратит на себя внимание каждого, кто находится на борту, из-за своей громкости и силы. То, на что стоит обращать внимание пассажирам — это, к примеру, иллюминаторы. Если на них есть трещины, надо сразу бить тревогу, и звать стюардессу: из-за перепадов давления во время полета они могут превратиться в дырки, а это уже приведет к разгерметизации.

- На что стоит обращать внимание снаружи самолета?

- Скажем, у меня был случай: как-то я летел из Тулузы в Москву (было это в начале 90-х). Сижу у иллюминатора, любуюсь рассветом, а мое место — прямо напротив крыла. И тут я замечаю прямо на крыле, в районе закрылок, что-то очень непонятное, похожее на...стаканчик мороженного! Я сразу глаза протер, думаю — как это вообще может быть?! Пригляделся. И тут до меня дошло — судя по всему, верхний слой обшивки в этом месте прилегал к крылу неплотно, и закрылки при движении стали его стягивать, зажевывать. Я сразу позвал стюардессу; она спросила - «Вам плохо?». «Нам сейчас всем здесь будет плохо», - ответил я, и попросил немедленно сообщить о проблеме командиру экипажа. Пока мы летели, закрылками на этом крыле он старался не пользоваться, было видно. А когда садились — то ли забыл, то ли «забил» на то, что у него с обшивкой проблемы, стал пользоваться закрылками, и ее зажевало еще сильнее. Мораль этой истории проста: если пассажир видит, что с обшивкой что-то не так, об этом надо сразу сообщать экипажу.

- Какие тревожные «симптомы» есть у двигателей?

- Двигатели — это, наверное, главное, на что стоит обращать внимание. Они, к примеру, могут дымиться — это должно настораживать. Однако, иногда дым от двигателей — это явление нормальное; такое происходит, когда воздух очень влажный — как в тропических странах Азии. Если же мотор дымит при перелете где-нибудь в центральной России — это плохо. Обращайте внимание на всевозможные протечки и утечки: никаких жидкостей на двигателях самолета быть не должно. Однажды я летел с женой из Парижа в Москву, и, когда мы подошли к самолету, я обратил внимание, что по одному из двигателей течет масло. Вначале — тонкой струйкой, но на глазах эта протечка начала усиливаться. Я немедленно обратился к персоналу аэропорта, они экстренно осмотрели самолет, течь устранили и только потом мы стали взлетать.

- К кому должен обращаться пассажир, заметивший неладное на самолете?

- Можно обратиться к персоналу аэропорта, можно — к членам экипажа самого воздушного судна. В авиации к теме безопасности относятся очень трепетно, и вы можете быть уверены, что ваша жалоба без внимания не останется. Главное — не молчать, заметив, что что-то не так: как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

- Говорят, что безопаснее садится в хвосте самолета — якобы, при авариях эта часть страдает меньше...

- Это утверждение было бы верно, если бы все воздушные суда падали строго на переднюю часть. Но это — далеко не так, поэтому нельзя говорить, что в хвосте безопаснее. Да и центральная часть самолета, где сходятся все его основные конструктивные элементы, будет куда прочнее. Дело-то в другом: может, какой-то кусок воздушного судна при падении и уцелеет. Но шансы выжить у человека при падении с нескольких тысяч метров в любом случае минимальны, где бы он ни сидел. Если такое происходит, это — чудо.

Сюжет:

Авиакатастрофа в Египте

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26954 от 3 ноября 2015

Заголовок в газете: Летишь в самолете? Осмотри его

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру