«Башнефть» смутила рынок

Правительство отложило приватизацию компании на неопределенный срок

Премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение перенести намеченную едва ли не на сентябрь приватизацию «Башнефти». Рынок воспринял новости негативно: инвестиционное сообщество смутила информация о переносе на неопределенный срок. Одновременно возникли вопросы о дальнейшей судьбе остальных приватизационных сделок. Ведь если правительство не дает четких критериев по «Башнефти» — как организуют продажу пакета акций более крупных компаний?

Правительство отложило приватизацию компании 
на неопределенный срок

«Мы считаем новость негативной для акций «Башнефти», поскольку она лишает их ключевого катализатора — предстоящей приватизации, — пишут аналитики «Атон». — Мы не понимаем причин отсрочки, но хотели бы подчеркнуть, что отмена сделки в последний момент не лучшим образом отражается на российском инвестиционном климате, снижая привлекательность российских акций». Падение акций «Башнефти» действительно не заставило себя ждать: накануне утром они рухнули на 12%.

По мнению экспертов отрасли, внезапное решение чревато и более долгоиграющими проблемами, чем падение котировок — речь уже о вопросе сокращения дефицита бюджета. Ведь если перенос сделки обернется отсутствием необходимого дохода, могут стать возможными и новые налоговые изъятия из нефтегазового сектора. Компании в этом случае будут вынуждены сокращать инвестиционные программы, что может потянуть за собой снижение добычи. А инвесторы, скорее всего, воспримут эту ситуацию как доказательство того, что российский рынок слишком нестабилен для долгосрочных вложений. «Проблему бюджетного дефицита никто не отменял, а решать ее путем ослабления рубля далеко не самый лучший выход», — категоричны в «Альпари».

Вслед за опасениями насчет «Башнефти» сложно не задуматься о приватизации еще более крупных активов. Ведь продажа части госпакета «Роснефти» — гораздо более сложный процесс: как из-за стоимости компании, так и из-за ее масштабов и стратегического значения для России. Кроме того, «Роснефть», в отличие от «Башнефти», сейчас находится под санкциями, что значительно ограничивает не только ее акционерную стоимость, но и круг потенциальных участников приватизации. Организовать такую сделку эффективно после резкой смены курса по «Башнефти» — задача крайне сложная, если вообще решаемая.

Отдельные вопросы вызывает сложившаяся ситуация в связи с потенциальной возможностью покупки «Роснефтью» доли в «Башнефти», вызвавшей шквал критики со стороны чиновников. По данным СМИ, первая предлагала существенную премию к цене второй, стоимость превышала предложения конкурентов. А синергетический эффект такой сделки составил бы, по разным оценкам, опубликованным СМИ, до 160 млрд руб. Пример участия полностью государственного РФПИ в приватизации «АЛРОСы» продемонстрировал: присутствие в сделках структур с госучастием не означает пресловутого «перекладывания средств из кармана в карман.Обозреватель «КоммерсантFM» Дмитрий Дризепо этому поводу верно заметил: «Есть очень простой довод: самая большая нефтекомпания страны — тоже игрок на рынке, хотя и государственный. Почему одним можно покупать активы, а другим нельзя? Разве это либеральные рыночные принципы?»

И все же главный вопрос, возникающий после столь резкого разворота в ситуации с «Башнефтью»: каковы дальнейшие ориентиры? Правительство не обозначает четких критериев, не ставит конкретных сроков проведения приватизации и в переносе винит агрессивную экономическую макросреду. Но процесс подготовки к приватизации начался в 2016 году, когда цена на нефть находилась у многолетних минимумов, сегодня же цены стабилизировались — с января Brent выросла на 75%. И если речь идет о том, чтобы подождать восстановления рынка, кто скажет, когда ситуация станет достаточно благоприятной?

Константин Макаров

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру