Мечты о школе: как понять, что ваш ребенок готов

Эксперты рассказали «МК», как облегчить первый год обучения

Многие дети мечтают о школе — играют в занятия, потихоньку одевают ранцы старших братьев и сестер. Закон позволяет определять детей на учебу уже с 6,5 лет, однако многие врачи говорят о том, что далеко не каждый ребенок готов в школе. О том, как понять, что ваше дитя созрело для интенсивных школьных занятий, «МК» рассказали эксперты.

Эксперты рассказали «МК», как облегчить первый год обучения

Мнение психолога

Как говорит психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени Ломоносова и МГМУ имени Сеченова Антон Сорин, ни один первоклассник не хочет специально разозлить маму своими плохими оценками, а наоборот, всеми силами стремится ее порадовать. И если это не выходит – не стоит ругать ребенка, нужно разобраться, почему у него не клеится учеба. Даже если у ребенка есть необходимые знания, правильная (внутренняя) мотивация и он психологически устойчив к новым ситуациям (или у него идеально-поддерживающие его в период адаптации родители), это еще не гарантия того, что он будет успешен в первом классе.

С точки зрения нейропсихологии возможны две проблемы, которые могут стать на пути любви ребенка к обучению в школе и его возможной успешности. Первая – проблема тонуса. «К сожалению, очень распространенная в современном мире проблема. Часто к нам на прием приходят дети с проблемами в этой сфере: это гиперактивные и, наоборот, гипоактивные дети. Речь идёт, в первом случае, о детях беспокойных, подвижных, имеющих трудности со сном; во втором - о детях, склонных быстро утомляться и испытывающих трудности с концентрацией внимания. Эти особенности сохраняются у ребёнка на протяжении всего его дошкольного и школьного детства и, если неправильно на них реагировать, могут стать источником проблем с успеваемостью в школе. К сожалению, корни этой проблемы растут из совсем раннего детства, поэтому общий тонус человека – это то, с чем ему придется обходиться всю жизнь. Но в наших силах ему помочь и поддержать», - говорит доктор Сорин.

Вторая проблема – произвольность и контроль. «Это те функции, которые формируются позже других, их формирование заканчивается к 18 годам. Однако к 7 годам, как раз к моменту начала обучения в школе, они в норме достигают оптимального уровня развития и определяют возможность ребенка заниматься малоинтересными делами. т. е., в тот момент, когда ребенок может, и в идеальном случае, хочет отвлечься от игрушек и сесть заниматься неинтересными делами (писать буквы, читать, считать), тогда можно говорить о том, что ребенок готов к школе. Однако не у всех детей произвольность формируется к нужному возрасту, т.к. темпы развития у всех разные. Либо родители торопятся отправить ребенка в школу и не обращают внимания на то, что не все необходимые функции созрели», - продолжает эксперты.

Как отличить отсутствие произвольности и контроля от гиперактивности, которые могут выглядеть на первый взгляд одинаково: ребенок неусидчив, не может сосредоточиться и постоянно отвлекается? Главное отличие – утомляемость ребенка. Если при гиперактивности происходит истощение ребенка к концу занятий и увеличивается его беспорядочная активность, то ребенок, у которого сложности с произвольностью, может выполнить сложное задание в конце занятий также легко, как и в начале. Если только ему это интересно.

Часто родители ориентируются именно на знания ребенка и торопятся отдать его в школу пораньше. Но ребенок еще не "наигрался" и просто не может высидеть урок в школе. Тут и начинаются проблемы с невнимательностью. В этом вопросе главный совет родителям - прислушиваться к своему ребенку, к его возможностям и желаниям. И не ориентироваться на детей друзей и соседей.

Мнение офтальмолога

Как рассказывает офтальмохирург, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник Игорь Азнаурян, от 30 до 50% детей сегодня оканчивают школу в очках. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребенка с плохим зрением начинается головная боль, что еще больше снижает тягу к знаниям.

«Для того, чтобы понять, что такое готовность ребенка к школе, в каких случаях ребенок может ходить в школу с точки зрения офтальмолога, отвечу сначала на вопрос, какие параметры являются нормой для зрительной системы. Общепринято думать о том, что основным параметром является острота зрения или сколько процентов ребенок видит. На самом деле – это лишь один из показателей, который определяет норму. И часто бывает, что у ребенка зрение снижено до 50%, но при этом он совершенно спокойно может ходить в общеобразовательную, не специализированную, школу и получать хорошие отметки. Острота зрения – важная, но не единственная функция, которая определяет готовность зрительной системы ребенка работать интенсивно на близком расстоянии», - говорит доктор Азнурян.

Какие функции родители должны просить проверить, чтобы понять готовность зрительной системы ребенка? Первое, конечно, острота зрения. Второе - способность ребенка к восприятию объема, 3Д формата, бинокулярному зрению. У разных детей она имеет разную степень устойчивости. Это та функция, с которой человек видит окружающий мир в объеме. Две картинки с каждого глаза должны сливаться в единый зрительный образ. Если у ребенка слабая функция распознавания 3Д формата, то у такого ребёнка вблизи эта функция становится просто непосильной. Тогда дети начинают кривить голову, смотреть как бы с поворотом. Родители просят их выпрямить спину, смотреть ровно, учителя подчас наказывают. А проблема на самом деле может скрываться в неустойчивости бинокулярного зрения. Ребёнок просто не может смотреть двумя глазами, и он выбирает себе вынужденное положение, наиболее удобное, в котором эта непосильная нагрузка становится для него более легкой. Третья функция, которая очень важна для детей, собирающихся в школу – функция аккомодации. Аккомодация – способность зрительной системы адаптироваться к тому, чтобы видеть четко и хорошо на близком расстоянии. Когда мы с вами смотрим далеко, мы не напрягаемся, если у нас нет близорукости или дальнозоркости. Но когда мы смотрим вблизи, глаза сильно напрягаются рассматривать объекты в фокусе, а если они мелкие – цифры, букв, напрягаемся в несколько раз больше. И если функция аккомодации слабая или вообще отсутствует, то такой ребенок быстро заработает кучу глазных проблем.

И это все переворачивает представление родителей о том, что значит здоровые глаза у ребенка. Здоровые глаза у ребенка тогда, когда они не только видят 100%, но и видят стереоскопично, а функции глаз адаптированы к различным расстояниям. Тогда этот ребенок готов идти в школу.

Если же одна из функций недостаточна? Все можно восстановить. Эти нарушения у современных детей встречаются сплошь и рядом. Конечно, если у ребенка косоглазие, нистагм, астигматизм, они должны быть скорректированы до того, как ребенок пойдет в школу. К величайшему сожалению бытует заблуждение, что ребенок перерастёт заболевание, которое у него с малых лет. Это ошибочно. Нужно сделать так, чтобы ребенок пошел в школу полностью реабилитированным, тем более, что зрительная система наиболее пластична до 3-4 лет. И если применять современные технологии, то исправить даже серьёзные глазные патологии можно довольно быстро.

Мнение педиатра

Как говорит врач-педиатр высшей категории, сотрудник Национального Научно-Практического Центра Здоровья детей, эксперт ВОЗ Илья Митюшин основной смысл посещения школы для всех детей, кроме непосредственно получения знаний, - социализация. «Если родители хотят, чтобы ребенок в дальнейшем работал (не дома, а в коллективе), создал семью, то умение общаться и самостоятельно решать возникшие проблемы – бесценно. Но есть родители, которые смотрят на школу, как на некоторое зло и по возможности пытаются ребенка от нее оградить», - говорит Илья Матюшин.

Рассмотрим основные ложные медицинские противопоказания к посещению школы, широко используемые в России:

1. Часто болеющий ребенок (у него «вторичный иммунодефицит»), то есть ребенок, который болеет ОРВИ не 5-6 раз в год как все остальные, а 10-12 (1 раз в месяц). Или, например, он до школы не болел, а в школе начал.

2. Ребенок, перенесший в прошлом операцию и ему врачи «сказали, что ему нельзя болеть».

3. Ребенок, страдающий пищевой аллергией (не тем накормят) или астмой (там не убирают пыль и есть «живой» уголок)

4. Ребенок, передвигающийся на кресле-каталке (будут дразнить)

5. Ребенок с любым хроническим заболеванием (диабет, эпилепсия, артрит и т.д. – ребенок заболеет и будет обострение, кто будет контролировать прием лекарств?).

В большинстве развитых стран есть закон о домашнем обучении. Но родители используют данное право чаще всего не по причине «слабого здоровья», а из-за проживания в удаленном сельском районе, невозможности поступления в адекватную уровню данной семью школу в их городском квартале (в большинстве стран школы жестко привязаны к «прописке»), религиозных ограничений. Дети с особенностями здоровья почти всегда посещают обычные школы. С каждым годом таких детей становится все больше.

В школах США и Европы вновь вводятся или расширяются «ставки» дипломированных медсестер и врачей, именно потому, что значительно вырос поток детей с хроническими заболеваниями, посещающих школу. При этом, никаких особых технических приспособлений (кроме пандусов для детей в креслах-каталках) и «палат интенсивной терапии» в школах нет. Никаких лекарственных препаратов в «школьной аптечке» не предусмотрено (в некоторых странах разрешен адреналин, как первое средство при шоке и остановке сердца), а все лекарства индивидуального пользования находятся или у самих детей, или у школьной медсестры (с соответствующей инструкцией от лечащего врача).

Конечно, России, к сожалению, пока до такого уровня пока далеко. Но и ограждать ребенка из-за соматических заболеваний или даже серьезных проблем со здоровьем не стоит. Готовность ребенка к посещению школы понятие многофакторное и во многом определяется готовностью родителя его туда отпустить и поддержать. Все проблемы решаются договоренностями с классным руководителем, завучем и другими ответственными лицами, ведь родители, в любом случае, не смогут находиться с ребенком ежеминутно. Если в этом учебном заведении такой контакт наладить не удается, стоит поискать другую школу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру