К ядерной зиме готовы: российские выживальщики спят в лесу, едят лягушек

"А еще в пещерах вода, тепло и крыски жирненькие бегают"

Вы обычный человек, выходите с утра на работу. Через пять минут вы зайдете в метро, через полчаса выйдете. Ежедневный сценарий, правда? А что если в один ужасный момент все пойдет не так? Приключится сильный пожар, наводнение, с неба начнут падать бомбы. Мало кто знает, где найти убежище и что делать. Но все же есть люди — обычные, что ходят по тем же улицам, что и вы, — шансы на спасение у которых могут быть выше. В России их называют выживальщиками. «МК» связался с ними и узнал:

как вкусно приготовить лопухи и лягушек;

почему в «тревожный чемоданчик» нельзя класть тушенку;

и почему они даже не надеются спастись во время ядерного взрыва.

"А еще в пещерах вода, тепло и крыски жирненькие бегают"
Убежища есть в каждом районе Москвы.

Краткая история: движение сурвивалистов (от английского survival — выживание) зародилось в США, что неудивительно, в годы «холодной войны». Когда там же грянул нефтяной кризис 1973 года, вышла книга «Голод и выживание в Америке». Уже позже разные клубы сурвивалистов начали появляться по всему миру, у нас в стране же прижилось другое название.

Как говорит выживальщик Александр, работающий IT- специалистом в одной столичной компании, такое движение могло получить популярность только в России, где человек привык надеяться на себя. В Штатах нечто подобное сейчас имеет скорее военное направление — развлечение людей, которые просто имеют оружие, выезжают пострелять и мечтают о зомби-апокалипсисе. «Весь мир рухнул, а мы тут со стволами бегаем. У них это игры, а у нас реальность», — говорит Александр.

Каждый становится выживальщиком по своим собственным причинам. Александр, например, пришел в 12 лет в скаутский отряд.

— У скаутов был девиз «будь готов», — говорит мужчина. — И в одной из книжечек я прочитал разъяснение: «будь готов» — значит будь готов ко всему, к любой ситуации. Пришить пуговицу, починить табурет, выжить при наводнении. И я стал собирать знания о том, что нужно, чтобы выжить. Варил мыло, кушал некоторые растения, строил дом, но не полностью. Большая часть из моих знаний — теоретическая. Ну как-то раз я пошел в поход, в лес — на три дня с ножом и парой спичек. Питался подножным кормом, искал еду, гулял. Летом, естественно. Выживальщики и мазохисты — разные люди, у меня пока нет желания идти в такой поход зимой.

Выживальщик Юрий, инструктор по выживанию и экстремальной кухне, начинает интригующе: «Мне хватило сходить на рыбалку».

— Это было в 1998 году, жили мы в Калининграде. И поехали на рыбалку: Балтийское море, заповедные места, клев сумасшедший. Поехали на военном «уазике» на сутки. А места такие, не то что собака не найдет, с вертолетов не увидят. Попали на маленький пляжик песчаный, клев был сумасшедший. Мы машину забили картофельными мешками с красной рыбой, окунем... Но вместо суток просидели там трое, и я понял, что не готов к такой ситуации...

«Как пожарить лягушку»

И речь идет не о том, чтобы разжечь костер или вскрыть банку тушенки. Как поступить в случае глобального «замеса»? Если оказались в чаще леса без палатки, любовно собранного рюкзака с тушенкой и прочих мелочей? Этот квест — пожалуй, самый распространенный в выживальщицкой среде. Уйти в ближайшие заросли, мужественно вооружившись ложкой и коробком спичек. На множественных форумах истории про «три дня вдали от цивилизации на воде и лягушках» — любимые истории. А если серьезно, это, видимо, самый простой способ проверить себя на прочность и научиться небанальным вещам.

Как приготовить лягушку:

«Мне в то время было 12, я занимался самбо/дзюдо, спортивные лагеря игнорировал, а ездил в обычный пионерский «Золотой ключик» в Купавне. Кормили нас вполне прилично, так что указанных трудностей не перенес, но лягушку попробовал как раз в то время, во время отрядной рыбалки с подачи местных пацанов. Их запекали над костром на прутиках, шкурка при этом обгорала — и ее снимали пальцами, так что проверять версию об ядовитости шкурки не довелось. Глушили же лягушек большим прутом и собирали в ведерко, как грибы».

Жаб, кстати, на местных форумах есть не советуют: у них репутация животных ядовитых и потому невкусных.

Как помыться и помыть посуду в походных условиях без мыла и золы?

«Мыльнянка — эта трава попадается не часто, но есть. (Белые маленькие цветочки, похожие на сирень. — Прим. ред.) Если искать спецом — найдешь. Используют и вершки и корешки. В корешках мыльного вещества больше. Корни длинные и глубоко уходят в землю, почти как хрен. Следует разбить корни и вершки и помочалить в ведре с водой. Дать немного настояться, потом перетереть еще раз. Можно мыться, растение использовать как мочалку. Можно мыть голову. Пенится. Такой же эффект дают плоды бузины. Хвощ, что на болотах растет, отличная мочалка для посуды. Отмывает влет. Не так поганит посуду, как песок. Хвощ и зола вместе лучше всяких «фейри». Корнем папоротника также можно стирать как и мыльнянкой».

— Представьте, что вы оказались посреди леса с коробком спичек, ножиком и котелком, — говорит Юрий. — Чем вы будете питаться? Ягодами? На самом деле в лесу хватает еды, по крайней мере сейчас. Сыроежки, белые, опят полно. Можно съесть обычный лопух. Рецепт такой: замазываете его грязью или глиной, разводите костер, уголь прогорает, и закапываете его туда минут на 20–30. Потом раскапываете, глину размалываете — на вкус как печеная картошка.

Выживальщик Александр рассказывал, как сам уходил добровольно в лес на три дня. И самым сложным, что неудивительно, был поиск еды.

— Я мыло умею делать. Из золы. Я знаю, какие растения можно есть, а какие нельзя. Много таких вещей, которые необходимо для этого знать, — говорит он. — Я знаю, что за 20–30 минут полностью соберусь, погружусь в машину и со всеми родными уеду куда-нибудь в сторону Урала, где за месяц построю временное жилье, за четыре-пять — постоянное.

«Ядерный реактор — дома с нуля»

Выживальщик должен быть готов к любому изменению обстоятельств. Дескать, можно всю жизнь ждать, что прилетит метеорит и попадет в Бутово, а ты будешь в Солнцеве и выживешь. Но, увы, катастрофа может случиться и в бытовых условиях.

— Год назад поехали с друзьями на Средней Волге шашлычка покушать, — говорит Юрий. — Приехали, гуляем, видим — шиповник растет. Ушли мы с одним из товарищей этот шиповник собирать на чай. И тут слышим радостный возглас: «Ай! Я в ногу топор вогнал!» А это крик нашего другого товарища. У меня всегда в рюкзаке или машине есть аптечка. А тут подумал — ну что может случиться — и выложил. И друг мой также. В итоге у нас на руках человек с топором в ноге. Ну, ничего, покопались по рюкзакам, нашли перекись водорода, салфетки, скотч. Залили, замотали. До больницы он спокойно доехал.

А еще, как считают выживальщики, — они одиночки. Толпа в случае ЧП не выживет: создаст панику, начнутся драки и дележка территории. Если не хочешь попасть в статистику естественного отбора, то лучше спасаться одному. И необязательно, что один ты останешься в лесу. Город после бомбежки может легко превратиться в «дикую природу». Что делать? На форумах опять же можно встретить много полезных рецептов: «как выжить после укуса зомби», «индейский шалаш как вариант временного убежища», «правила поведения, когда вас ест крокодил». Мое любимое — «ядерный реактор — дома с нуля». Но как в рецептах экзотических блюд, где нужно смешать крылья бабочки с натертым рогом единорога, эта история начиналась так: «Возьмем просто природный уран без обогащения и немного воды...» Приведем не менее простые рецепты, правда, в рамках закона.

Если ваш дом уже разрушен, то специалисты рассказывают, как сделать новый — из мусора:

«Старые шины или покрышки сложить друг на друга и выложить кругом — это будут стены. Обложить все это мешками для мусора — это будет крыша и покрытие для стен, обвязать веревками. Тряпками и макулатурой заткнуть дырки. Ставится буржуйка, из старых вещей шьется кровать и — временное убежище готово».

Как получить газ в домашних (или не очень) условиях?

«Смешать 1,5 тонны коровьего навоза и 3,5 тонны сгнившей листвы, ботвы и прочих отходов. Добавить в смесь воды до 60–70 процентов влажности.

Заложить смесь в яму и разогреть до 35 градусов. Дальше смесь начнет бродить, и без доступа воздуха сама разогревается до 70 градусов. Время производства газа из навоза — две недели. Чтобы купол под давлением газа не слетел с ямы, к нему с помощью тросов необходимо прикрепить противовес. В день установка вырабатывает до 40 кубометров «голубого топлива». Пяти тонн смеси ей хватает на шесть месяцев».

Если же дом цел, но об электричестве уже можно только мечтать — как сделать солнечную печку:

«Печь представляет собой две вставленные друг в друга коробки. Внутренняя поверхность меньшей по размеру коробки покрыта черной краской, а на внутреннюю поверхность большой коробки наклеена фольга. Черный цвет хорошо поглощает солнечное излучение, а фольга отражает «сбежавшие» лучи и не дает им уйти из печи. Между двумя коробками располагается изоляция из газеты или соломы. Кастрюля с водой или супом помещается внутрь маленькой коробки, которая закрывается листом прозрачного пластика. Пластик действует так же, как парниковые газы в атмосфере Земли: он пропускает солнечный свет внутрь и не дает тепловому излучению выйти наружу. Вся конструкция выставляется на солнце. По словам автора, температура внутри кастрюли может достигать как минимум 80 градусов по Цельсию при недолгой «готовке», а за два часа печь способна вскипятить 10 литров воды».

Ну и напоследок — совет скорее для мирного времени: как сделать одежду непромокаемой:

«450 г хозяйственного мыла распустить в 4,5 л горячей воды, добавить 250 г бельевой соды и 450 г порошка канифоли. Сушить, не отжимая. Или опустить ткань в 40-процентный раствор хозяйственного мыла, слабо отжать и погрузить в 15–20-процентный раствор медного купороса. Сушить, не отжимая. Ткань окрашивается в зеленый цвет. Еще один вариант: парафин втереть в материю, растянутую на гладкой поверхности (стол и т.п.), а затем прогладить утюгом, но более эффективен другой способ — растворить 450–500 г парафина в 3,8 л скипидара, скипидар разогреть на водяной бане, затем влить туда расплавленный парафин. Горячую смесь нанести на натянутую ткань».

«Если прилетит, не поможет даже белая простыня»

Самый щепетильный момент — ядерный взрыв. Выживальщики, с которыми я общалась, всяких готовящихся к ядерной зиме и за выживальщиков не считают.

— Это псевдовыживальщики, — говорит Александр. — Им кажется, взрыв — это сверкнет где-то там, и все. А у тебя противогаз, комбинезон, идешь себе такой и на развалинах цивилизации находишь себе материальные блага. Такого не будет.

— То есть ты не готовишься?

— Как сказать... Любой атомный взрыв представляет опасность на расстоянии до 25 километров. Теоретически выжить можно. В малонаселенной Вологодской области, Нижегородской области, в лесах Мордовии.

Выживальщик Юрий говорит, что ядерную угрозу в его сообществе вообще рассматривают одной из последних: «Если прилетит, не поможет даже белая простыня». Но если говорить о других — не ядерных — угрозах, то попытаться спрятаться все-таки нужно.

— Я по своей работе частенько бываю в подвалах жилых домов, — говорит инструктор. — Я вам скажу, такое ощущение, что они подготовлены на случай чего. Вычищены, везде светодиодное освещение или как минимум обычные лампы. Блох только полно и крыс... Но в случае бомбардировок лучше бежать в убежища, переждать момент до эвакуации. У меня и у моих друзей есть определенные запасы на всякий случай, какое-то время продержаться хватит. Хотя на самом деле у всяких пещер, которые есть в Подмосковье, шансов больше — по ним специально лупить никто не будет. А еще в пещерах вода, тепло и крыски жирненькие бегают...

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27555 от 25 ноября 2017

Заголовок в газете: Себе скажи спасибо, что живой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру