Педагоги посчитали, что родители должны учиться вместе с детьми

Как правильно участвовать в развитии ребенка

Папа специализируется на физике, мама — главный помощник по английскому, а бабушка с дедушкой — на подхвате по биологии… Родители современных детей все чаще сталкиваются с дилеммой, стоит ли помогать ребенку с учебой или как можно раньше отпустить свое чадо в свободное плавание. Требования к кругозору и умениям учеников растут день ото дня, и далеко не все из них способны справиться с огромным объемом информации. Специалисты уверены, что участвовать в жизни ребенка, и в том числе — в его учебе, конечно же, необходимо, вот только делать это нужно с умом. Задача родителя состоит не в совместном корпении над уроками и зубрежке школьной программы, а в развитии разносторонней личности, способной учиться самостоятельно.

Как правильно участвовать в развитии ребенка

В последнее время учителя часто заявляют папам и мамам, что плохие оценки детей — их собственная вина. Даже если ребенок справляется со школьной программой, семье приходится помогать с многочисленными докладами и проектами, которые без посторонней помощи младший школьник выполнить никак не может. Родители в растерянности: действительно ли им нужно учиться вместе с ребенком и не помешает ли это развитию у него самостоятельности и ответственности? Кроме того, многие из мам и пап считают, что должны обучать и развивать детей, только пока те маленькие, а в детсаду и тем более в школе эти функции перекладываются на образовательное заведение.

Почему такой подход неверен и каким образом членам семьи надо участвовать в обучении и развитии ребенка, нам рассказали специалисты.

Семейный класс

— Статистика последних лет явно свидетельствует о кризисе института семьи в европейских странах, подобная тенденция наблюдается и в России, — объясняет кандидат педагогических наук Андрей Панкратов. — При этом именно семья обладает наибольшим влиянием на развитие личности ребенка, развитие его талантов и будущие успехи в жизни. Поэтому в Великобритании уже сейчас действует отработанная система педагогического сопровождения, которая организует взаимодействие школы и семьи в рамках повышения качества образования. Система направлена не только на улучшение учебных результатов школьника, но и на повышение семейных связей и доверия между родителями и детьми.

В переводе с английского национальная программа образования Великобритании звучит как «семейное обучение», однако она совсем не похожа на то, что подразумевается под этим термином в России. У нас это просто форма обучения, в ходе которой ребенок получает все знания дома, а школа лишь сопровождает его, дает задания и контролирует результат. В Англии же под «семейным образованием» подразумевается, что ребенок получает знания в учебном заведении, но в процесс обучения школьника вовлекается вся семья. При этом в ходе такого обучения новые знания и умения приобретают все участники процесса, а не только школьник.

— Благодаря участию и интересу родителей в ходе семейного обучения помимо получения новых предметных знаний и умений ребенок начинает ближе взаимодействовать со своими близкими, они как будто становятся одной командой, — объясняет Андрей Панкратов. — А родители, в свою очередь, получают новые знания в абсолютно разных областях, а также учатся правильному воспитанию собственных детей. Исследования показывают, что такое образование значительно повышает успехи ребенка в учебе, положительно влияет на его поведение и на взаимоотношения в семье. При этом от родителей никто не требует бесконечной помощи ребенку с текущими уроками — речь идет о дополнительном развитии и образовании, воспитании гармоничной личности.

Совместное обучение в большинстве случаев осуществляется во время походов в музеи, библиотеки, различные культурные и спортивные клубы. Как правило, в процесс семейного обучения включатся все члены семьи, в том числе бабушки и дедушки. Каждый взрослый берет на себя ту или иную программу — в результате у ребенка есть возможность одновременно развиваться в разных направлениях.

Талант нужно растить с пеленок

В последние годы элементы системы семейного обучения стали внедряться и в России. И результаты от участия родителей в образовании детей уже с детского сада весьма значительно.

— В наше время отношение к воспитанию и обучению сильно изменилось по сравнению с ХХ веком, — уверена педагог Екатерина Махоткина. — Это связано не только с развитием новых технологий, но и с тем, что совершенно другими стали и современные дети. Стремительно растут также требования к знаниям и умениям школьников и студентов. Чтобы соответствовать им, ребенку нужно постоянно развивать свой кругозор в разных областях и стремиться к познанию нового. При этом семья в этом вопросе стала играть не меньшую роль, чем воспитательные и образовательные организации. По сути, уже с рождения взрослые учат детей всему, что умеют сами: держать ложку, одеваться, заправлять кровать… А затем, в более старшем возрасте, у родителей появляется возможность познавать что-то новое вместе с ним. Многочисленные исследования доказывают, что дети, с которыми родители много занимаются с раннего детства растут более уверенными в себе, у них лучше память и способности, кроме того, они чувствуют себя психологически более защищенными.

С малышами, которые посещают детский сад, конечно, много занимаются в группе, однако это не отменяет участия семьи в обучении. Как правило, совместная работа начинается с различных поделок и рисунков, которые просят сделать дома.

— Многие увлечения моих детей, которые остались важными на многие годы, появились еще в детсадовском возрасте, — рассказывает Наталья из Подмосковья. — Нам очень повезло с воспитателем: она много занималась с детьми, старалась привить им любовь к творчеству. У старшего сына с детства был интерес к различным механизмам и аппаратам. В результате очень быстро вместо поделок из пластилина они с папой стали мастерить из специальных наборов и подручных средств различных роботов для детского сада. Вначале это были простейшие приспособления, а затем уже и достаточно сложные механизмы. Забавно, что это творчество пошло на пользу не только сыну, для которого увлечение робототехникой в итоге переросло в профессиональный интерес, но и мужу. Раньше супруг в доме не мог починить даже элементарные вещи, все время приходилось вызывать мастера. Зато теперь он многое делает сам или вместе с сыном. При этом — с удовольствием, а не из-под палки, что тоже очень радует. А с дочкой мы в детском саду много занимались изготовлением костюмов для различных праздников и спектаклей. В результате теперь она подумывает о карьере модельера, а я научилась вполне прилично шить…

Психологи уверены, что в дошкольном возрасте главное — найти и раскрыть талант ребенка. В ходе совместных занятий преуспеть в этом намного проще. Также чем больше различных направлений удастся освоить ребенку в раннем возрасте, тем выше шансы уже в младшей школе понять, к чему у малыша есть настоящий интерес и реальные способности. Многие школы в наше время переходят на систему ранней профилизации, поэтому часто уже к 5-му классу нужно решить, в какой области ребенок хочет и по-настоящему способен развиваться.

За парту — всей семьей!

Многие неподготовленные к современным реалиям родители после того, как ребенок идет в 1-й класс, буквально хватаются за голову: почему их теперь вовлекают в учебный процесс, раньше же все учились сами?..

— Современная система образования очень изменилась — не только в России, но и в других странах, — объясняет Екатерина Махоткина. — Программа в школах стала более интенсивной и сложной. Поэтому совершенно естественно, что учителя рассчитывают, что родители будут принимать участие в обучении ребенка. Другое дело, что взрослым, которые привыкли много заниматься с малышом, это будет сделать намного проще, чем тем, кто надеялся лишь на воспитателей и педагогов, а в свободное время подсовывал детям мультфильм или планшет. Однако помощь в обучении вовсе не предполагает постоянного сидения за уроками вместе с детьми. Скорее, взрослые, занимаясь с ребенком, учат его интересоваться новым, самому стремиться к чему-то. У ребят, которых родители этому научили еще в раннем детстве, практически не возникает проблем с выполнением уроков, им лишь иногда требуется незначительная помощь. Участие родителей по большей части должно заключаться в дополнительном образовании школьника, развитии у него интереса к чему-то выходящему за рамки школьной программы.

— Я вышла на работу, когда дочке было три года, ее отдали в садик, — рассказывает Марина из Москвы. — Но по вечерам или выходным дням мы с мужем всегда выкраивали время на какие-то занятия, которые дочке нравились, — от настольных игр до рисования плакатов и подготовки гербария. В школе мне пришлось с ней позаниматься только в первом классе, когда плохо получались буквы, затем она почти все стала делать сама. Сейчас дочь учится в 4-м классе, и сложности возникают только с английским, но занятия с ней идут на пользу нам обеим. На моей работе нужен язык, поэтому сейчас освежить в памяти свои знания, подзабытые после института, и мне весьма полезно.

Все мамы, которые жаловались мне, что им приходится сидеть с ребенком часами над уроками, признаются, что до школы они не очень утруждались занятиями с детьми. По мнению психолога Анны Альбертовой, большая польза от так называемого семейного обучения несомненна, и не только для интеллектуального развития ребенка, но и для правильного формирования его психики.

— Когда родитель показывает малышу, что учиться — это здорово и интересно, на собственном примере, у ребенка формируется правильное отношение к учебе, — уверена психолог. — А если родители только ругают за «двойки», насильно усаживают школьника за уроки — у него формируется негативное отношение к занятиям. В результате такие дети не хотят учиться, всеми правдами и неправдами пытаются списать и пр. При этом они нередко боятся родителей и даже впадают в депрессию, а все это может привести к очень печальным последствиям.

Возможности для совместного обучения безграничны

Вариантов для совместного обучения и времяпровождения родителей с детьми можно придумать очень много. Вот лишь некоторые из них, которые подходят практически для любой семьи.

Книги. Независимо от развития новых технологий книга по-прежнему остается одним из главных инструментов для успешного развития и обучения. Доказано, что дети, которые много читают, во многом опережают своих нечитающих сверстников, у них лучше память, способность самостоятельно мыслить и рассуждать. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, в первую очередь нужно показывать ему пример. В семьях, где родители проводят время с книгой в руке, а не перед экраном компьютера или телевизора, дети читают значительно больше. Кроме того, познавательную литературу и энциклопедии можно читать вместе, а художественные произведения обсуждать после прочтения или даже разыгрывать сценки из любимых произведений.

Курсы онлайн. Большинство современных детей буквально помешаны на гаджетах, поэтому онлайн-обучение часто является хорошим способом заинтересовать их чем-то новым. К тому же ребята, выросшие в век высоких технологий, намного лучше усваивают информацию из Сети. В Интернете сейчас можно найти огромное количество различных курсов и онлайн-кружков, в том числе и бесплатных, — от шахмат до зоологии и ботаники. Даже малыши будут с удовольствием заниматься онлайн-развивашками вместе с взрослыми, а времени на это нужно совсем немного, достаточно и 20 минут в день.

Иностранные языки. Гаджеты принесли в нашу жизнь также безграничную возможность для изучения иностранных языков. С помощью специальных программ и онлайн-пособий можно расширенно проходить с ребенком язык, преподаваемый в школе. А еще интересней всей семьей начать изучать какой-то новый язык. Для тех семей, которые имеют возможность регулярно путешествовать за границу, умение общаться на местном языке будет хорошим дополнительным стимулом, чтобы освоить испанский, французский или даже замахнуться на китайский.

Мир вокруг нас. Изучение природы и животных само по себе очень интересно, да и, возможно, ваш ребенок захочет связать свою жизнь с биологией, ведь сейчас эта наука стремительно набирает популярность среди школьников и студентов. Рассматривать различные растения, узнавать их названия и особенности, а также знакомиться с образом жизни животных и насекомых ребенок способен уже с 2–3-летнего возраста. Для этого даже не нужно специально выкраивать время: изучением биологии вполне можно заниматься на прогулке или во время отпуска.

Путешествие по океанам и континентам. Практически любой ребенок будет рад, если родители отправятся с ним в увлекательное путешествие по земному шару. Для этого не обязательно покупать билет на самолет — достаточно приобрести карту мира и глобус: путешествие вполне может быть виртуальным. Да и взрослым будет полезно освежить в своей памяти школьный курс географии: как показывает практика, многие с трудом могут вспомнить даже количество океанов и континентов на нашей планете.

YouTube. Видеоканалы вполне можно использовать с пользой для ребенка, а не только бесконечно оттаскивать его от просмотра различных клипов и сюжетов сомнительного содержания. В YouTube есть очень много обучающих и познавательных каналов, на которые можно подписать малыша, чтобы он проводил в Сети время с пользой. В том числе стоит попробовать помочь ребенку организовать свой собственный канал, в котором он будет рассказывать о своих успехах и увлечениях. Ведь самый популярный видеоканал в мире ведет маленький мальчик, делающий регулярный обзор игрушек…

Собираем коллекцию. Коллекционированием различных вещей люди занимаются уже многие годы. Это занятие и в наше время вполне может стать достойным совместным увлечением для всей семьи. Главное — определиться с предметом коллекции, учитывая интересы ребенка и размеры квартиры. Понятно, что марки и открытки много места в доме не займут, а вот, например, для коллекции кукол или моделей машин пространства уже понадобится немало.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27943 от 4 апреля 2019

Заголовок в газете: Кто в семействе всех умнее?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру