Гимн человеку труда

Когда, наконец, свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех

01.05.2019 в 14:15, просмотров: 5273

Думаю, для большинства родившихся в нашей стране праздник 1 мая накрепко связан с Днем международной солидарности трудящихся. Так этот праздник назывался в СССР и в моей памяти осталось ощущение чего-то светлого и радостного от огромных первомайских демонстраций. Многое изменилось с тех пор, но сам праздник выжил, пережив непростые времена, получив в нашей стране другое название – День весны и труда, отчасти утратив первоначальный смысл, зато оставшись государственным.

Гимн человеку труда
фото: Наталья Мущинкина

А ведь в основе Дня международной солидарности трудящихся лежали довольно страшные события в Америке, когда 1 мая 1886 года и в последующие дни левые и рабочие организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций с требованием восьмичасового рабочего дня. Эти митинги и демонстрации переросли в жестокие столкновения, в результат которых только 4 мая 1886 года погибли шесть демонстрантов, затем в перестрелках и от взрыва бомбы, брошенной неизвестно кем (почему-то вспомнились снайперы с украинского майдана) погибли 8 полицейских и до 50 рабочих. По обвинению в организации взрыва несколько рабочих были казнены, а позже выяснилось, что они невиновны и были оговорены главным свидетелем. Вообще, всем, кто хочет получить представление о жестоких классовых битвах того времени, советую замечательный рассказ Джека Лондона «По ту сторону провала», где такого рода события описаны пером мастера. К счастью, мы живем в другие времена и мне хотелось бы выдержать повествование в гораздо более мягких и мирных тонах, хотя, очевидно, что противоречия между трудом и капиталом никуда не делись, но благодаря техническому и историческому прогрессу приняли более цивилизованный характер.

Другие времена, другие герои, другие символы, и даже страна формально другая, и если в советское время в телевизионных репортажах преобладал образ трудящегося, а большую долю новостей в самом прямом смысле составляли вести с полей и предприятий, то в постсоветскую эпоху и новости такого рода, да и сам образ человека труда почти ушел с телеэкранов и страниц средств массовой информации. Если получать представление о жизни только из СМИ, фильмов и сериалов, может сложиться впечатление, что вещи, от самых простых до невероятно сложных, окружающие нас повсюду, взялись сами собой и мы видим их потребителей, продавцов, деятелей, играющих на бирже, предпринимателей, организаторов бизнеса, специалистов по маркетингу, мерчендайзеров, супервайзеров и менеджеров, но только не тех, кто непосредственно эти вещи производит. Быть трудящимся как-то немодно, непрестижно, потому что с трудов праведных явно не наживешь палат каменных.

Нам часто ставят в пример изворотливых, энергичных, предприимчивых, меняющих занятия и место жительства в зависимости от потребностей бизнеса (а иногда жен и страну – таков побочный эффект), многого добившихся, «сделавших себя». Но ведь в это время кто-то работает на заводе, ведет автомобиль, меняет капельницы в больнице, печет хлеб и убирает мусор. Наверное, здорово добиться всего и стать «звездой» телеэкрана или бизнеса. Но чтобы они делали, если бы не было многих и многих людей, которые всю или почти всю жизнь жили и работали на одном и том же заводе, имея совсем не простую и часто тяжелую трудовую специальность? Разве не достоин уважения человек, проработавший 30 лет водителем? Или 40 лет врачом? Или человек, сначала отучившийся в ПТУ, потом много лет работавший на одном и том же месте у станка, чтобы стать высокопрофессиональным токарем? Без этих людей не взлетит ни один самолет, не заработает ни один компьютер, не выйдет в эфир ни одна телепрограмма. Эти люди – основа всего. Да, возможно, они не так быстры, предприимчивы и мобильны, зато они в самом прямом смысле держат на своих плечах мир. Это управленцем, судя по перемещениям некоторых наших чиновников, быть легко – сегодня руководит финансами, завтра сельским хозяйством. А вот почти любая рабочая специальность или, уж тем более, инженерная, требует сначала образования, а потом долгой работы, чтобы приобрести необходимый опыт. Какая уж тут мобильность? Здесь нужна стабильность.

Увы, часто в нашем сегодняшнем мире, в свете доминирующих ценностей этим людям нечем особо похвастаться – они много работают, но в большинстве своем получают за свой труд небольшие деньги. Даже термин есть, «работающие бедные», когда тяжко работящий и профессиональный человек еле-еле сводит концы с концами, чтобы прокормить семью. Помните в школе мы проходили поэму «Железная дорога» Некрасова? Там между героями поэмы основной спор в том, кто построил железную дорогу – граф, управлявший строительством, или рабочие, укладывавшие рельсы по колено в ледяной грязи.

Наш современный мир, увы, не отличается уважительным отношением к человеку труда. Мы живем во времена, которые становятся все ближе к антиутопии, описанной фантастами в начале и середине 20 века. На наших глазах, например, уже начала разворачиваться экологическая катастрофа, мусор и отходы захватывают страну почище иного завоевателя, а в прессе все чаще обсуждается, из каких профессий человека в ближайшее время вытеснят машины. А человеку-то куда при этом податься? Умереть? Об этом, похоже, даже не задумываются. В чем смысл такой цивилизации? В том, чтобы остались жить 10 процентов богатых и их обслуживали роботы? Или все-таки смысл нашей жизни в гармоничном развитии общества, в котором, как говорили философы-просветители, свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех?

Впрочем, причина по которой машины все-таки вряд ли вытеснят людей в ближайшие годы точно описана у американского фантаста Роберта Шекли в повести «Обмен разумов»: «Все, что ты сделаешь, машина сделает лучше, быстрее и куда охотнее, но ни в коем случае не дешевле! Что касается дешевизны, то тут человек даст машине сто очков вперед!» Человек пока стоит дешевле. В Древнем Риме орудия труда делились на «instrumentum» и «instrumentum vocale» - орудия и говорящие орудия, или попросту, рабы. Современная цивилизации, несмотря на невероятный технологический рывок, относится сейчас к человеку труда пренебрежительно и потребительски, действительно, как к говорящему орудию. Быть человеком труда непрестижно. Увы, к нашему периферийному капитализму, отстроенному за последние 30 лет, это относится вдвойне. Он какой-то необузданный, «золотые парашюты», бонусы, немыслимые зарплаты, вопиющая роскошь с одной стороны и множество работающих людей на грани выживания с другой. Человек труда с этим капитализмом оставлен один на один, у него постоянно что-то отнимают и неоткуда ждать ему ни помощи, ни защиты. У нас даже на помощь профсоюзов рассчитывать не приходится, не видно их и не слышно. Я бы сказал, что эта версия капитализма безжалостна к трудящимся. Может ли она, учитывая еще и недопустимое имущественное расслоение, обеспечить обществу стабильность и развитие, столь необходимые в современном жестоком мире?

Давайте, опять же, посмотрим на опыт стран, которые мы до недавнего времени называли развитыми и цивилизованными. Абсолютное большинство ведущих корпораций пытаются строить отношения с работниками, как нечто большее, чем просто производство. Самый, наверное, продвинутый опыт в этом смысле в Японии, где корпорации во многом представляют собой подобие большой семьи, а работа в одной корпорации всю жизнь всячески приветствуется. Впрочем, подобные патерналистские отношения внутри корпораций в той или иной степени складываются в любой развитой стране мира. Мне кажется, развитые страны, сделали из опыта отношений между трудом и капиталом в 20 веке, в том числе, из опыта нашей страны, самые решительные выводы и трудящиеся в них в гораздо большей степени интегрированы в общую систему, чем в странах периферийного капитализма.

Я вспомнил восторженную реакцию нашего премьер-министра на выкатку нашего нового самолета МС-21: «Это круто!» Именно так! Круто, потому что это не очередной финансовый мыльный пузырь, а высокотехнологичное изделие, результат труда огромного количества рабочих, инженеров и других людей, понятный и ощутимый предмет законной гордости всей страны. Да, я хотел бы побольше таких новостей. Я хотел бы вести с полей, репортажи с заводов, рассказы про то, как открываются новые производства, а рабочие люди получают достойную зарплату, нужны стране, а потому счастливы. Такие новости даже с точки зрения психического здоровья общества гораздо полезнее, чем бесконечные сообщения об обвалах и провалах, не говоря уже об, извините, светской хронике» или криминальных новостях. Я хотел бы видеть в новостях человека труда, я хотел бы сам им быть, я хотел бы вместе со всеми чувствовать нужность своей стране и сопричастность к общему делу. Я бы хотел услышать современную версию песни про монтажников-высотников.

Я бы хотел видеть везде и во всем уважение к человеку труда, потому что именно он основа всего. Именно он главный герой любого времени. Я бы хотел пропеть Гимн человеку труда!