Из россиян сделали дураков: принимают фейковые новости за правду

Наибольшие проблемы — у старшего поколения

Половина россиян не в состоянии отличить фейковые новости от правды, заявил глава Всероссийского центра изучения мнения Валерий Федоров, сославшись на данные соцопроса. Заявление совпало с появлением новости о том, что тувинец провел месяц в медвежьей берлоге со сломанным позвоночником. Новость подхватили и сначала растиражировали. А проверять стали потом — не нашлось ни тувинца, ни медведя, ни первоисточника информации... Но кому интересно, что это ложь?

Наибольшие проблемы — у старшего поколения

Давайте поиграем. «Для чиновников, ни разу не попавшихся на взятках, предложили ввести ежегодные антикоррупционные премии», «Украинцев выкинули из греческого отеля из-за флагов Незалежной», «Танцы на пилоне включили в программу Олимпиады-2024», «Магазины начали продавать молоко и хлеб в рассрочку», «Губернатор Джорджии просит Путина отменить запрет на посещение штата», «В России прошел парад детсадовских войск». Ровно половина из этого — вранье. Но интересно-то всё...

Почему мы путаемся?

Федоров говорит: многие из опрошенных считают, что недостоверная информация на вид почти не отличается от достоверной, а иногда она выглядит даже более правдивой, чем реальная. Сложность в различении правды и фейков признают 33% молодежи и около 50% возрастных граждан. И заслуги молодежи в этом нет. По мнению социолога, просто с возрастом происходит снижение «различительной способности».

Вот, например, не далее как в прошлом месяце известный на всю страну телепропагандист распространил в своих соцсетях «новости» о том, что в Париже на шествии «Бессмертного полка» гражданин Китая избил американца за отрицание победы СССР во Второй мировой войне, а «Ельцин-центр» предоставил противникам храма святой Екатерины в Екатеринбурге палатки, полевые кухни и генераторы. Купился на творчество сатирического информагентства «Панорама», на душу ему эти сообщения легли.

Мы живем в дивном новом мире, где информация стала главным фактором развития. Банальный пример — такси. Основную прибыль получают не те, кто физически предоставляют услугу, таксисты, а те, кто умеет быстро и удобно предоставить информацию о местонахождении клиента и машины и свести их вместе — агрегаторы.

Информационные потоки уже превратились в цунами. И чтобы получить свою долю внимания аудитории, а значит прибыль, медиа, корпорации, фирмы, отдельные блогеры идут во все тяжкие.

«На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь — И делай с ним, что хошь!». Помните?

Дураков из нас делают самыми разными способами. Например, обобщениями типа «В России запрещают...», «В США хотят...». Хотя речь идет о частном мнении политика второго эшелона. Передергиваниями, полуправдой, откровенной ложью.

Правда и ложь перемешиваются и выплескиваются на людей. Потому что это — выгодно. Чем тупее население — тем легче им управлять. Чем глупее человек — тем он лучший потребитель.

Этот закон не нов. Но с учетом современных технологий неумение отличить фейк от правды становится реальной угрозой. Не для тех, кто управляет процессом, а для нас с вами. Для каждого конкретного человека.

У Гребенщикова есть пророческие слова: «Из моря информации в котором мы тонем, единственный выход — это саморазрушение».

А примерно за 2000 лет до Гребенщикова наши предки уже написали, кто является отцом лжи. Стоило бы поверить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28008 от 28 июня 2019

Заголовок в газете: Россияне проиграли в «верю-не верю»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру