Гитлер спрятался в Антарктиде: факты и вымыслы о легендарной фашистской "Базе-211"

Российский историк приоткрыл завесу тайны

22.09.2019 в 17:52, просмотров: 29890

Исполнилось 80 лет с тех пор, как в начале 1939 года нацистская Германия застолбила на атлантическом побережье Антарктиды территорию примерно 360 000 кв. км, что соответствует площади современной Германии. Этому так называемому немецкому антарктическому сектору, находящемуся на Земле Королевы Мод, дали название Новая Швабия.

Гитлер спрятался в Антарктиде: факты и вымыслы о легендарной фашистской

Ну а где Новая Швабия, там и Новый Берлин — именно так неофициально окрестили специальную секретную «Базу‑211», построенную, как утверждают, на южном континенте немецкими полярниками из антарктической экспедиции под руководством Альфреда Ричера.

Еще 17 декабря 1938 года из Гамбурга в Антарктиду отправилась «Швабия». Специально переделанное из почтового в способное плавать в приполярных областях судно было оборудовано по последнему слову техники 1930‑х годов и несло на борту два гидроплана фирмы «Дорнье». Когда 19 января 1939 года экспедиция прибыла к месту назначения, именно с этих самолетов, облетая территорию Антарктиды, немецкие летчики сбрасывали каждые 35–30 км вымпелы со свастикой, чтобы застолбить за собой ту самую Новую Швабию. И вплоть до разгрома во Второй мировой войне Третий рейх считал ее своей. Впрочем, территориальных претензий на Новую Швабию Германия не отозвала до сих пор.

Однако существует один немаловажный аспект. За пять дней до прибытия немецких полярников в Антарктиду король Норвегии Хокон VII издал указ. Согласно этому документу территория между границами Земли Котса (20° западной долготы) и Австралийского антарктического владения (44° 38’ восточной долготы) принадлежит Норвегии и является ее суверенным владением. Кстати, название этой территории дала еще в 1930 году открывшая ее экспедиция норвежского исследователя Яльмара Рисер-Ларсена — Земля Королевы Мод. В честь королевы Норвегии (супруги Хокона VII) — Мод Шарлотты Марии Виктории. Дело в том, что претензии на этот сектор Норвегия заявила еще в 1938 году.

Получается, что фашисты застолбили чужую территорию? Так или иначе, но к сегодняшнему дню история «освоения» фашистами Антарктиды обросла десятками версий, одна фантастичней другой. А в разных СМИ появилась масса публикаций о той самой «Базе‑211». Писали, что в Антарктиде немцы открыли целую систему подледных пещер, в которых построили огромный подземный город. Приводятся даже цитаты 1943 года из дневника командующего ВМФ Третьего рейха Карла Деница: «Мои подводники обнаружили настоящий земной рай!» и «Подводный флот Германии может гордиться тем, что на другом конце света он создал неприступную крепость для фюрера!».

Адмирал Карл фон Дениц и его подводники. Фото: Bundesarchiv

После этого, по словам некоторых специалистов и историков, туда направились суда, на которых находились строительное оборудование и горнопроходческая техника, а вместе с ними туда прибыло большое количество инженеров, ученых и специалистов разного профиля. Писали, что именно в Новый Берлин после войны сбежал Гитлер с верхушкой Третьего рейха. А перевозили партийных бонз фашистской Германии в Антарктиду подводные лодки, получившие название «конвой фюрера» или «конвой Гитлера».

Мы попросили рассеять завесу тайны российского писателя и историка, специалиста по Третьему рейху Константина Залесского.

Константин Залесский. Фото: riss.ru

— Константин Александрович, какова вероятность реального существования «Базы‑211»? Есть ли какие-либо подтвержденные данные, факты или вещественные доказательства ее существования?

— Я могу отослать вас к книге Андрея Васильченко «Загадочная экспедиция. Что искали немцы в Антарктиде?», в которой приведен подробный дневник экспедиции «Новая Швабия». Там нет никакой мистики и приведены факты, которые позже были полностью извращены. Обычная, во многом имиджевая экспедиция, организованная под патронатом Геринга и еле-еле успевшая вернуться до начала войны. Так что вероятность существования «Базы‑211» в Новой Швабии — 0,0%. Нет ни одного реального факта, ни тем более каких-либо материальных подтверждений ее существования, ни даже планов ее строительства. Все это лишь догадки из области «теории заговора».

— Откуда же тогда взялись, на ваш взгляд, все эти «сведения» про Новый Берлин и «Базу‑211»?

— Все «сведения» о базе относятся к книге Ганса Ульриха фон Кранца «Свастика во льдах», которая опирается не на факты, а якобы на рассказы некого «офицера СС» и ученого Олафа Вайцзеккера. Но это довольно известная баронская фамилия, и среди ее представителей нет Олафа, как нет такого Вайцзеккера в числе офицеров СС — по крайней мере я такого не нашел. Либо Кранц встретил какого-то сумасшедшего, либо просто все придумал. Третьего варианта нет.

— В последние годы войны из более 1100 подводных лодок кригсмарине, как пишут в некоторых СМИ, «пропали» около 100 субмарин. Это и есть так называемый конвой Гитлера? И существовал ли он вообще этот загадочный конвой?

— В моей книге «Энциклопедия Третьего рейха. Крисгмарине» в приложении приведен полный список всех подводных лодок Германии на период Второй мировой войны, и у всех лодок указана их судьба: кто и где потоплен, кто и где сдался и т.д. Никаких белых пятен там нет. Судьба всех лодок известна — иногда примерно: не всегда известно точное место гибели, но гибель зафиксирована. Вообще, слово «конвой» со словом «подлодка» абсолютно не коррелируется: никаких «подводных конвоев» не было не только в Германии, но и вообще в истории — подлодки не приспособлены, для того чтобы двигаться «конвоем». Говорить о том, что в документах кригсмарине зафиксировано формирование такого конвоя, наверное, не стоит — это никого никогда не убеждает: мол, отсутствие документов — это лучшее доказательство того, что это правда — главный аргумент сторонников «теории заговора».

— Но в начале марта нынешнего года по информационным лентам пришла новость о том, что YouTube-исследователь с ником MrMBB333 с помощью картографического сервиса Google Earth обнаружил во льдах Антарктиды, как он считает, подводную лодку Гитлера…

— Это шутка? По-моему, это детский сад какой-то. А уж термин «YouTube-исследователь» — это вообще за гранью. Подобные заявления надо хоть чем-то подтверждать, кроме карт Гугла! В этом-то и проблема с «YouTube-исследователями», которые делают заявления без каких-либо фактов, чтобы их нельзя было опровергнуть. «Выглядеть как подлодка» может вообще что угодно, включая любую другую подлодку, которую занесло в Антарктиду. YouTube-исследователь должен был указать, что результатом его расследования стали такие-то факты, что там лодка номер такой-то, которая оказалась там тогда-то. После этого был бы предмет для дискуссии: ему бы указали, когда и где погибла или куда делась та или иная лодка. А так это разговоры на кухне.

— К ста субмаринам «плюсуют» еще около тысячи ученых, которых то ли в Штаты увезли, то ли в Антарктиду... Куда, на ваш взгляд, они пропали?

— Никакая «тысяча» ученых из Германии не пропала. Судьбы практически всех отслежены: кого-то вывезли в СССР, еще больше — в США, где они успешно работали, многие получили американское гражданство. Когда пишут о «тысяче ученых», никогда не приводятся более конкретные данные: фамилии, имена, специализация, должности. И понятно почему: как только будет упомянут конкретный человек — его судьба будет выяснена в подавляющем большинстве случаев. Конечно, кто-то погиб в последние дни войны, но в большинстве случаев это также официально зафиксировано.

— По свидетельству полковника американской разведки Уиндела Стивенса, во время войны немцы построили еще и несколько больших грузовых субмарин. Есть ли сведения, для чего строились эти подлодки, если это правда?

— Скорее всего, имеются в виду подлодки типа XIV, так называемые дойные коровы (Milchkuh), которые были предназначены для снабжения находившихся в походе океанических подлодок продовольствием, топливом и боеприпасами. Для перевоза, например, бетона они предназначены не были. «Дойная корова» могла доставить всего-навсего около 400 тонн горючего, четыре торпеды и запасы продовольствия: для другой лодки этого достаточно, а для снабжения базы — капля в море. Построено было десять лодок: U‑459, U‑460, U‑461, U‑462, U‑463, U‑464, U‑487, U‑488, U‑489 и U‑490, 14 недостроено, еще 11 планировали, но они не были заложены. Из построенных одна затоплена в 1942‑м, семь — в 1943‑м, две — в 1944‑м, последняя — 12 июня 1944 года.

— А удалось ли что-то прояснить относительно тех двух немецких подводных лодок, которые сдались властям Аргентины в 1945 году? Принадлежали ли они к «конвою Гитлера»?

— Не принадлежали. Аргентинские власти провели тщательные допросы командира и экипажа — насколько я помню, несколько лет назад были даже опубликованы фрагменты. Ни один ни словом не обмолвился об участии в некоем «конвое Гитлера». И это притом что экипажи подлодок отнюдь не формировались из нацистов-фанатиков. Предположить, что после окончания войны, после краха режима и самоубийства Гитлера — а он покончил с собой, на данный момент это доказано — команда целой подлодки будет хранить «великую тайну» и ни один не «сольет» информацию, просто невозможно. Тем более что есть журналы подлодок, куда все записывается — подделка журналов имела место, но это явление чрезвычайное, и после войны эти случаи стали достоянием гласности.

— Знаете ли вы о каких-либо вещах, свидетельствах или просто версиях и предположениях, которые выдвигают ученые или исследователи относительно «Базы‑211»? Я имею в виду, что, может быть, есть какие-то вещи, напрямую не касающиеся базы, но косвенно о чем-либо свидетельствующие?

— Никаких сведений о существовании базы нет, причем нет даже косвенных свидетельств, а они просто обязаны быть. Дело в том, что жизнь Германии была сильно забюрократизирована, а после войны ее документы были захвачены союзниками. И там должны присутствовать косвенные свидетельства, как-то: документы о выписке большого количества снаряжения для отправки на базу, теплой одежды, наконец, документы о командировке личного состава — у них оставались родственники, которым надо было выплачивать помощь, им шло жалованье, премиальные и т.д. Причем эти деньги и огромное количество материалов должны были проходить не по секретной линии, а по линии снабжения флота — ведомства, которое возглавлял адмирал Вальтер Варцеха. Так вот никаких сведений нет. И это не говоря уже о том, что у Германии просто не было свободных средств на строительство базы, да и она была, в общем-то, не нужна, а лишь затратна — напомним, что Гитлер собирался выиграть войну, а не прятаться после ее окончания. Да и кроме того, после начала войны, то есть с сентября 1939 года, какие-либо транспортные перевозки в район Антарктиды были бы неизбежно обнаружены флотом союзников и перехвачены, пусть не все, но процентов 80–90. Что касается «ученых или исследователей», то все они единогласно утверждают, что базы не было. Обратное утверждают люди, никакого отношения к науке или исследованиям не имеющие.