Школьников научат жизни: готовится проект интенсификации практической части обучения

Будет использован международный опыт

По задумке Путина, в ближайшие годы Россия должна войти в топ-десятку государств с наилучшими школами в мире. Но вот незадача – если по большинству международных исследований наша страна традиционно занимает приличные, а то и ведущие места, то в ряде направлений, и прежде всего в исследованиях PISA, налицо столь же традиционное отставание. Покончить с ним, а, главное, скорректировать программы обучения в отечественной школе должен запускаемый уже в этом году проект, предполагающий оценку качества российского образования на основе международного опыта.

Будет использован международный опыт

Вхождение России в топ-десятку мировых образовательных систем должно подтверждаться всеми международными исследованиями качества образования во главе с TIMSS, PIRLS и PISA. Россия в большинстве из них давно уже является лидером и позиций своих не сдает. Однако есть исследования, где результаты наших школьников, как признаются власти, «выпадают» и динамика изменений либо слишком слаба, либо отсутствует вовсе. К примеру, последнее исследование TIMSS для восьмиклассников подтвердили лидерство наших школьников. Однако исследование PISA, которые проходили практически те же пятнадцатилетки, дало совершенно иную картину — 30-е место наших школьников.

Почему же это происходит?

— Разница заключается в том, что в PISA оценивается умение детей использовать свои знания на практике. А TIMSS — чисто теоретические знания, — разъясняет суть дела замруководителя Рособранадзора Анзор Музаев. — Между тем, именно практикоориентированность и нацеливает детей на мотивацию к обучению, показывая им, зачем нужно образование. Восполнить этот пробел в обучение наших школьников и должен новый, широкомасштабный проект исследований качества российского общего образования по методике PISA.

В его рамках до 2024 года пройдут исследования во всех российских регионах. Каждый год они охватят группу из 14 регионов, и нынешние участники уже определены (ни Москва, ни Московская область в нее не вошли). Испытания пройдут уже в октябре-ноябре, и все участники об этом предупреждены и готовятся. Правда, привычный алгоритм действий на местах в нашей стране в таких случаях прост: «натаскивание» детей на «высокие результаты». Однако в этот раз, обещают власти, всё будет по-другому.

Сегодня требуются не «результаты», а выявление проблемных зон в нашем среднем образовании, а затем, на основе их анализа, подготовка глубинных изменений, предполагающих их устранение. Прежде всего, предполагается научить российских школьников применять их знания на практике. А потому организаторы категорически настаивают, что их проект будет носить сугубо исследовательский характер и не обернется «оргвыводами» ни против школьников, допустивших неправильные ответы, ни против учителей, их обучавших, ни против школ и регионов, где таких ответов окажется многовато. Короче, никаких «двоек» и «пятерок» в журналах и мер, принятых к педагогам, заверил «МК» Музаев. Да и дополнительных нагрузок на школьников в связи с участием в исследовании опасаться не стоит, добавил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко: ребенок выполнит на компьютере всего одну работу, а взамен Рособрнадзор рекомендует освобождать участников от написания в этом году всероссийских проверочных работ.

Усилия детей не пропадут даром. Ответы, собранные со всей страны, проанализируют специалисты. Они же внесут предложения по исправлению недочетов в программах обучения школьников. А дети, которые уже сейчас учатся в младшей школе, продолжат обучение в старших классах скорее всего по усовершенствованным программам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру