Маркировка продуктов: читаем под микроскопом

На что обратить внимание

Маркировка — визитная карточка товара. Она сообщает о составе продукта, его калорийности и питательности, указывает срок годности. Содержание маркировки строго регулируется законодательством, поэтому она содержит массу полезной информации. Однако маркировку не всегда легко прочесть — иногда это требует дополнительных знаний и навыков: нужно знать, куда смотреть и на что обращать внимание.

На что обратить внимание

Основные нормативные акты, регулирующие правила маркировки в России, — это Законы «О защите прав потребителей» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Кроме того, маркировка всех продуктов, продающихся на территории страны, должна соответствовать Техническим регламентам Таможенного союза. Это свод санитарных и технических правил безопасности, которые по строгости не уступают, а кое в чем и превосходят аналогичные стандарты Европейского союза.

Цель маркировки — помочь потребителю ориентироваться в изобилии продуктов на полках супермаркетов. За последние 20 лет россияне стали питаться гораздо разнообразнее, но это не всегда означает, что мы питаемся правильно. В стране растет число людей, страдающих лишним весом и ожирением, особенно среди детей и молодежи. В то же время, по данным Роспотребнадзора, 80% населения России недополучают нужные витамины и микроэлементы. Маркировка поможет контролировать число калорий в пище, долю сахара, соли, насыщенных жиров.

Обязательная маркировка

Опрос населения, проведенный НИЦ «Здоровое питание», показал: подавляющее большинство россиян обращают внимание на маркировку. Информацию на упаковке читает почти 80% покупателей.

По мнению потребителей, самая важная часть маркировки — это срок годности и дата производства. Эта информация особенно актуальна для скоропортящихся продуктов: охлажденного мяса и рыбы, молока, продуктов кулинарии. К сожалению, не все магазины помещают на маркировке продуктов кулинарии их состав. Между тем именно в полуфабрикатах и продуктах кулинарии чаще всего встречается избыток соли и сахара. Производитель их добавляет, чтобы усилить вкус и продлить срок годности товара.

Составу продукта россияне также уделяют внимание. Прежде всего их волнует калорийность, далее — содержание соли, сахара, питательных веществ. Маркировка не всегда указывает процентное содержание или вес компонентов на 100 граммов продукта, но есть простое правило: ингредиенты в составе продукта перечислены в порядке убывания. Чем ближе компонент к началу списка, тем больше его в продукте.

На что обращать внимание при выборе продуктов питания?

Общее правило: чем короче состав — тем лучше продукт. Но из него бывают исключения. Если в состав хлеба входит, например, смесь семечек, то по закону производитель обязан его расписать максимально подробно.

Хлеб лучше выбирать из муки грубого помола. Темный цвет хлеба — еще не индикатор здорового продукта. Иногда производители выпекают хлеб из белой рафинированной муки и подкрашивают его патокой. Такой хлеб беден клетчаткой и витаминами, и пользы от него не больше, чем от белого хлеба. Чтобы избежать обмана, убедитесь, чтобы на первом месте в списке ингредиентов стояла ржаная обдирная мука.

Молочные продукты с недавних пор стали помечаться на магазинных полках значком БЗМЖ. Это означает, что перед вами чисто молочный продукт, без добавления растительных жиров. Врачи рекомендуют выбирать молочные продукты низкой жирности (до 3%).

Составные молочные продукты с 1 января 2019 года получили в супермаркетах собственную полку и аббревиатуру СЗМЖ (с заменителем молочного жира). В этих продуктах нет никакого вреда здоровью. Растительные ненасыщенные жиры полезны для работы мозга и сердечно-сосудистой системы в любом возрасте, а особенно для пожилых людей. Кроме того, составные продукты часто дополнительно обогащаются витаминами и микроэлементами.

Мясные продукты, как правило, имеют сложный состав — их маркировку нужно читать особенно внимательно. Потребители настороженно относятся к сое в составе колбасы и сосисок. С точки зрения диетолога, гораздо вреднее соль, которую в мясные продукты кладут с избытком. Соль выступает как дешевый усилитель вкуса и консервант, продлевающий срок хранения продукта. Излишек соли крайне вреден для организма, особенно для сердечно-сосудистой системы.

Крупы. Самыми полезными считаются цельнозерновые, но на текущий момент в России нет четкого указания, что именно считать цельнозерновым продуктом. Старайтесь покупать наименее обработанные крупы: они сохраняют наибольшее количество полезных веществ. Каши быстрого приготовления, конечно, далеки от натуральности, но при быстром городском ритме жизни без них иногда не обойтись. При покупке растворимых каш выбирайте сорта с минимальным содержанием сахара или вовсе без него.

Выпечка и кондитерские изделия состоят преимущественно из сахара, жиров и рафинированной муки. Зная, что многие потребители стараются питаться правильно, некоторые производители предлагают «полезные» сладости с медом или другим подсластителем вместо сахара. Не дайте себя обмануть: сладости — это не продукт здорового питания, а лакомство. Им можно себя побаловать от случая к случаю, но постоянно их потреблять вредно для здоровья.

Содержание сахара в плитке шоколада — от 45 до 50%, в зависимости от сорта. Чтобы скрыть истинное содержание сахара в кондитерских изделиях, производитель вносит его в маркировку под разными именами: фруктоза, сахароза, декстроза и так далее. Читая маркировку, имейте в виду: все это сахар, как бы он ни назывался.

Овощи и фрукты не имеют маркировки как состава, так и питательной ценности. Таких продуктов в здоровом рационе должна быть половина. При их покупке можно ориентироваться только по месту произрастания и внешнему виду продукта. Некоторые фрукты, например авокадо и персики, снимаются с ветки сильно незрелыми, чтобы улучшить их транспортные свойства. Чтобы довести их до зрелости, дома оставьте их на ночь в бумажном пакете со спелым яблоком или бананом при комнатной температуре. Спелые фрукты выделяют особые химические вещества, ускоряющие созревание.

Главная претензия к маркировке в России — мелкий шрифт, из-за чего ее бывает сложно читать. Технический регламент по маркировке не указывает минимальный размер шрифта, который должен использоваться, и некоторые производители этим злоупотребляют. С другой стороны, производителям, которые указывают состав продукта удобным крупным шрифтом, нечего скрывать перед покупателем. Значит, их товару стоит доверять.

Призывы производителя

Помимо обязательной маркировки, требуемой по закону, существуют и маркетинговые заявления о пользе от производителя. Цель — привлечь внимание покупателя к положительным качествам продукта. Например, на упаковке продуктов для детей часто указывается 7 полезных свойств: по расчетам маркетологов, именно столько аргументов достаточно, чтобы мама приняла решение о покупке данного продукта.

Часто в маркетинге естественное свойство продукта позиционируется как его преимущество. К таким уловкам относятся, например, надписи «без холестерина» на бутылках растительного масла: в растительном масле холестерина нет по определению. Всеобщая мода на продукты без глютена привела к тому, что надписи «без глютена» стали появляться даже на пакетах с молоком, хотя белок глютен встречается только в некоторых злаках.

Экологическая маркировка продуктов — еще одна разновидность маркетинга. Поскольку в России не разработан регламент использования экологической маркировки, абсолютно любой производитель может написать на упаковке «экологически чистый продукт», «прошел экоконтроль», «фермерский» и так далее. Эта продукция никем не сертифицирована, и информация никак не проверяется.

Добровольная маркировка

Новейшая мировая тенденция в этой сфере — графическая, или цветовая маркировка, так называемый «светофор», — это вид добровольной маркировки. Определены правила ее нанесения и нормы указания цветов. В зависимости от содержания в продукте соли, сахара, трансжиров или насыщенных жиров продукт помечается красным, желтым или зеленым цветом. Такая маркировка максимально понятна и проста в использовании: «зеленые» продукты полезны для здоровья, «красные» могут принести вред, если ими злоупотребить.

Цветовая маркировка появилась в Финляндии в 90-х годах прошлого века, но настоящее распространение получила в новом тысячелетии. Практически во всех странах Европы она существует на добровольной основе, а во Франции, Бельгии и Испании уже стала обязательной. Идеальная формула расчета «светофора» еще не найдена. В некоторых странах при расчете используют не только концентрацию вредных веществ в продукте, но и наличие полезных: клетчатки, витаминов, микроэлементов.

В России тоже существует программа добровольной цветовой маркировки продуктов. Ее запустил Роспотребназдор 1 июня 2018 года. Разработчиком отечественного «светофора» стал Российский НИИ ФИЦ питания и биотехнологии.

На упаковке продуктов-участников программы появились разноцветные полоски, показывающие содержание соли, сахара, насыщенных жиров. Для мясной и рыбной продукции, хлебобулочных изделий, молочки разработаны отдельные нормативы.

В программе участвуют не все продукты. Из нее полностью исключены кондитерские изделия. По мнению Роспотребназдора, из-за высокого содержания сахара и жиров эти продукты вредны для здоровья, и потребители и так об этом в курсе. Сыры не попали в программу из-за повышенного содержания жиров и соли. По понятным причинам не нужен «светофор» бутилированной воде, продуктам с простым составом (яйцам, мясу и молоку), пищевым добавкам и специям.

Население России поддержало введение цветовой маркировки. Как показали опросы, 80% россиян считают идею «светофора» положительной, а 77% будут ориентироваться на него при выборе продуктов питания.

Эксперты по питанию назвали программу «ярким положительным примером» взаимодействия ведомства, производителей и розничных сетей в пропаганде здорового питания. Маркировка сама по себе не решит проблему ожирения, но она поможет потребителю сориентироваться в огромном разнообразии продуктов.

Отдельные представители пищевой промышленности и розничных сетей высказались против введения маркировки. Среди ее недостатков они указали отсутствие регулирования. На текущий момент абсолютно на любой продукт можно поставить зеленый значок, даже если он не соответствует критериям Роспотребнадзора. Критики обеспокоены коррупционной составляющей: возможно, кто-то захочет получить зеленую маркировку нечестным путем. Также проверка продуктов и процедура получения маркировки усложнят процесс производства, и это отрицательно отразится на цене продуктов.

В октябре 2019 года цветовая маркировка продуктов в России могла стать обязательной. Росстандарт планировал ввести соответствующий ГОСТ. Однако введение стандарта посчитали преждевременным. Проект был отклонен, и ведомство не планирует к нему возвращаться в ближайшем будущем.

...Маркировка продуктов в том или ином виде необходима. Ее применение обязательно будет расширяться, в том числе с использованием высоких технологий (на некоторых товарах уже появились QR-коды с расширенной информацией о продукте). России нельзя оставаться в стороне от этого процесса, чтобы не оказаться за бортом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28124 от 13 ноября 2019

Заголовок в газете: Еда с визитной карточкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру