Эксперты рассказали, как коронавирус толкает медиков на самоубийство

Врач — инфекционист: «Чувствую себя капитаном «Титаника»

За последние дни два российских врачей свели счеты с жизнью на фоне пандемии. Наталья Лебедева, заведующая отделения скорой медицинской помощи Звездного городка покончила с собой из-за заражения вирусом своих сотрудников. Елена Непомнящая, и.о. главврача госпиталя ветеранов войск совершила суицид после приказа о перепрофилировании учреждения в больницу для пациентов с COvid-19.

Врач — инфекционист: «Чувствую себя капитаном «Титаника»

Сообщения о самоубийствах врачей и медсестер регулярно приходят из США и Европы. По мнению экспертов, это только начало, верхушка айсберга. Что происходит с психикой медиков во время пандемии и как предотвратить трагедии, нам рассказали врачи и психологи.

По статистике США, в стране еще до пандемии каждый день совершал самоубийство один врач. Это вдвое больше, чем у людей других профессий. При этом наиболее количество случаев фиксируется среди молодых специалистов и студентов медицинских вузов. Многие из врачей убивают себя именно в собственных больницах, месте, где они получили моральную травму. По мнению экспертов, в условиях пандемии эта печальная статистика может стать еще более страшной, в том числе и в нашей стране.

- Ощущение, что я не живу, а вижу какой-то страшный сон, нет даже никаких эмоций, бесконечная пустота и безысходность, - говорит анестезиолог одной из больниц для пациентов с Сovid-19. – Дело даже не в адской физической усталости, когда падаешь с ног после смены, а в моральном состоянии. Нас разрывают на части пациенты, их родственники и начальство, при этом не хватает людей, средств защиты и, главное, четкого понимания, какую тактику лечения выбирать в конкретном случае. Каждый из нас очень боится совершить ошибку, более того, мы сейчас не знаем, что считать ошибкой, а что нет, и после смерти больного врач винит во всем себя. У кого-то больше сил, кто-то не выдерживает. У многих сдают нервы от неизвестности, что будет дальше, сколько больных привезут, проснусь ли я сам утром здоровым… Большая ошибка, на мой взгляд, и в том, что к лечению коронавирусных больных привлекают студентов медвузов. Это все равно, что вчерашних школьников – призывников – отправлять в места боевых действий. У них просто психика еще не заточена под смерть, после нескольких дней такой работы им самим требуется помощь.

В стрессовой ситуации сейчас находятся не только медики, работающие непосредственно с коронавирусными больными, но и врачи, отделения которых перепрофилируют под подобных пациентов.

- Из-за коронавируса отделение в больнице, где моя команда в последние годы проводила гинекологические операции, связанные с онкологией, закрылось, – рассказывает еще один врач-хирург. – В последний момент сорвались десятки операций, которые нужно было проводить немедленно. Женщины звонят мне в слезах, у некоторых из них 3-я стадия рака и даже несколько недель промедления, требуемое для госпитализации в другие больницы, – подобно смерти. Я чувствую сейчас себя как капитан Титаника, вроде бы руки на месте, а спасти никого не могу, шлюпок не хватает, то есть оборудованных операционных.

Психотерапевт Ирина Касаткина, среди пациентов которой есть и врачи, рассказала, с какими психологическими проблемами сейчас сталкиваются медики:

- Могу сказать, среди моих пациентов врачей всегда достаточно много. Например, еще до пандемии я долго лечила женщину, работающую в хосписе для онкобольных. Она страдала паническими атаками и глубокой депрессией, вызванной постоянным стрессом от работы с умирающими. Женщину преследовал постоянный страх за собственных близких, все ее мысли сводились к ожиданию, что кто-то заболеет или станет жертвой несчастного случая. В результате женщина не могла жить нормальной жизнью и радоваться каждому дню. Потребовалось около года лечения, в том числе с помощью медикаментов, чтобы она смогла восстановиться. Многие врачи в период пандемий сталкиваются с похожими состояниями.

- С какими проблемами к вам сейчас обращаются врачи? Реально ли они могут обернуться попытками суицида?

- Главная проблема – это сильнейший стресс, вызванный хронической усталостью и внутренним страхом перед болезнью. Сейчас я работаю с женщиной-врачом скорой помощи и медиком из инфекционной больницы. У женщины проблемы скорее связанны с семьей. Близкие, в том числе муж, настаивают, чтобы она бросила работу и перестала рисковать своим здоровьем. Она этого сделать не может, в результате огромная нагрузка на работе усугубляется еще и психологическим давлением в семье. У врача из инфекционки ситуация серьезней, на фоне стресса, у него ухудшилось физическое здоровье, появились депрессивные настроения, которые без соответствующей помощи в теории могут привести к попыткам суицида. Прийти ко мне медика уговорила жена, хотя, конечно, усугубляет его состояние и тот факт, что его семья сейчас живет отдельно, но это его решение. В целом, на мой взгляд, в данный момент отсутствие полноценной психологической помощи врачам повлечет за собой не только рост суицидов, но и увеличение сердечных и онкологических заболеваний среди медиков. Тяжелый затяжной стресс бьет не только по психике, но и по всему организму в целом.  

Читайте материал: "Сотрудники рассказали шокирующие подробности о госпитале, где выпала из окна главврач"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру