Участники высказали мнение, что, по сути, воспитательная работа в учебных заведениях и так ведется, но необходимо отрегулировать ее механизмы.
– Воспитание из школ никуда не исчезало, но его надо упорядочить, – сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко. – Главное, не усложнить отчетность и незарегламентировать этот процесс.
Очень важно донести до педагогов, обсуждали спикеры, что законопроект не добавит им нагрузки, ведь любые новшества воспринимаются учителями как новая «головная боль»: «Это просто легитимизация того, что они делают, у них будет много помощников. Очень важно обеспечить педагогов методическими материалами», – отметила Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Цунаева. Она добавила, что для патриотического воспитания молодежи важно вовлекать ребят в какую-то конкретную деятельность: например, участвовать в поисковых отрядах, волонтерских движениях. Если они будут вносить какой-то свой вклад, помогать государству реальными делами, то это воспитает их лучше всяких книжек и фильмов.
Уже сейчас в образовательных учреждениях существуют планы воспитательной работы, эксперты предлагают добавить в них графу «выполнен-не выполнен» и оценивать лишь с этой точки зрения. Чиновники из Минпросвещения заверили, что на федеральном уровне отчетности по воспитательной работе от школ не потребуют, и это будет лишь на локальном уровне: директор школы может поручить учителю подготовить такой отчет.
Коснулись участники такого важного пункта, как увеличение штата сотрудников школы, которые займутся воспитанием детей. Заместитель министра просвещения Денис Грибов сообщил, что это зависит от бюджета школы. «Нагрузка все равно ляжет на плечи классных руководителей», – заметил Денис Грибов. Но, по его мнению, отдельные должности «воспитателей» в школах не нужны, ведь, по сути, у нас все преподаватели – истории, литературы и других предметов – так или иначе этим занимаются. «Главное, насколько ярко и приближенно к жизни учитель ведет свой урок», – сказал замминистра.
При обсуждении поправок вскрылась болезненная тема: если поправки будут приняты, необходимо менять систему подготовки педагогов. Опытных, старше 65 лет, но не идущих в ногу со временем учителей придется обучить новым технологиям и средствам коммуникаций. Эксперты сошлись во мнении, что педагогов нужно развивать, потому что они не знают всех этих молодежных «примочек», с помощью которых можно воспитывать учеников: флешмобов и т.д.