Учитель года предсказала 1 сентября "огромные сложности"

«Безумно боюсь, что часть занятий будет дистанционной»

В преддверии 1 сентября, нового, такого необычного и сложного учебного года волнуются и школьники, и учителя, и родители. Один из авторитетов в среде школьного образования, «Учитель года‑2019» Лариса Арачашвили, преподаватель русского языка и литературы из Волгограда, в ходе прямой линии в "МК" ответила на вопросы читателей, волнующие их накануне 1 сентября.

«Безумно боюсь, что часть занятий будет дистанционной»
Фото: teacherofrussia.edu.ru

– Удобно ли вам было вести учебный процесс дистанционно и хорошо ли при этом дети усваивают материал?

– Это было очень тяжело, потому что работа не заканчивалась никогда. Что же касается усваивания материала дистанционно, то, если это ребенок с высокой мотивацией, для него нет проблем. Но у большинства наших детей, к сожалению, нет культуры самостоятельного обучения.

Школа построена так, что ты приходишь в класс, и тебе дают очень много всего. Даже если ты не берешь, в тебя это запихнут. И еще я никогда не думала, что мне придется столько объяснять детям – как создать почту, как куда-то зайти. Вроде, говорят, что они родились с телефонами в руках, но использовать Инстаграм, Тик-Ток – это одно. А разбираться в цифровых технологиях – это другое. Для меня современная молодежь – это такой «синдром ленивого мозга». Им было тяжело.  

– К чему готовитесь в новом учебном году, к каким сложностям?  

– Никто не знает, к чему готовиться. Говорят, например, о смешанном обучении, когда часть класса находится дома, а часть – в школе. Каждый регион будет решать сам.

Мы знаем только одно – что 1 сентября мы войдем в класс. При дистанционном формате у ребят резко падает уровень социализации. Потому что школа для них – прежде всего, то место, куда они ходят общаться. У них нет цели научиться. И это абсолютно нормально: не должен ребенок в 12 лет думать о том, что он должен отлично знать русский язык. В школе важнее именно их межличностные отношения. Научиться этому по зуму невозможно. Я готовлюсь, ремонтирую кабинет, готовлю новые презентации. И при этом, как и все, безумно боюсь, что часть занятий будет в дистанционном формате.

– В некоторых регионах вводят разное время прихода детей на уроки. Не собьет ли это детей и как подстраиваться родителям?

– Если мы говорим о плавающих сменах, то дети адаптируются быстро. А для учителей и родителей будут огромные сложности.

Предположим, родителю надо к 9 на работу, и он успевал отвести ребенка в школу к 8:30. Как ему решать проблему, если ребенку нужно будет на занятия к 10? Плюс – вопрос, когда заканчиваются уроки. У родителей будут нарушены налаженные годами алгоритмы. Если говорить об учителях, честно, я не представляю, как это будет. Потому что у меня все разные классы, я работают в 8, 9, 10 и 11 классах. Каким образом я смогу провести уроки везде, пока непонятно.  

– Кто-то из родителей говорит, что лучше остаться на удаленке, потому что все ещё опасно, а кто-то считает, что нужно всего лишь соблюдать все правила. Что думаете вы?

– Сложностей избежать не удастся. Если в каком-то регионе эпидемиологическая ситуация позволяет, дети не будут сидеть в перчатках и масках. В них будет только учитель. Если мы говорим о регионах в зоне риска, здесь важно, чтобы были соблюдены все нормы и требования. К сожалению, я не очень представляю, как их можно соблюсти в рамках школы. Мой кабинет рассчитан на то, что в нем будет находиться 30 человек. При этом он не рассчитан, что эти 30 человек будут сидеть друг от друга в полутора метрах. Что касается маски, то дело не в том, что мне будет в ней жарко или неудобно. Я готова с этим мириться. Но маска будет «сжирать» дикцию и приглушать звук голоса. Технически экраны были бы намного лучше.

– Есть мнение, что сегодняшняя школа заточена под ЕГЭ. Учите ли вы детей самостоятельно думать?

– Не могу согласиться, что школа «заточена» под ЕГЭ, есть какие-то единичные задания, которые похожи на форматные задания единого госэкзамена. Если вы откроете современные учебники, то увидите, что в них очень много заданий по проектной деятельности. В мое время такого не было. Мне просто рассказывали правила и требовали от меня безошибочного выполнения задания. Если вашего ребенка в 10-11 классе натаскивают исключительно на ЕГЭ, то это инициатива вашего учителя. И я его прекрасно понимаю и не осуждаю, потому что в 10-11 классе дается 1 час русского языка в неделю. При этом нужно сдавать экзамен. Естественно, учителя очень переживают за своих учеников и превращают интересные, творческие – какими они могли бы быть – уроки в натаскивание на ЕГЭ. Но давайте скажем правду: для семнадцатилетнего юноши намного важнее хорошо сдать ЕГЭ, получить высокий балл и поступить в тот вуз, в который он хочет, чем развить какие-то творческие способности. К сожалению, это так.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру