Безотказный газ

Репутацию метанового автомобильного топлива подмочил пропан-бутан

Перевод автопарка России на газомоторное топливо, о чем в последние годы все активнее говорит правительство, для большинства автовладельцев, как ни странно, ассоциируется с установкой на легковушки пропан-бутановых систем питания двигателя. Хотя, на самом деле, основным направлением развития рынка газомоторного транспорта является газификация на базе природного газа метана.

Репутацию метанового автомобильного топлива подмочил пропан-бутан

В последнее время на передний план вышел еще и аспект большей опасности пропан-бутана по сравнению с метаном.

Как показывают исследования Аналитического центра НАФИ, подавляющее большинство российских автомобилистов (86%) считают, что переход на газ позволил бы снизить их расходы на заправку автомобиля. Но при этом 59% автовладельцев не уверены в безопасности газового топлива.

Внимание к этой теме привлекают еще и участившиеся в последнее время ЧП на автозаправочных станциях, специализирующихся на реализации именно пропана. Так, в августе в Волгограде на проспекте Ленина загорелась и взорвалась газовая заправка именно такого типа. В результате пострадали 13 человек, в том числе четверо спасателей, прибывших на место ЧП до взрыва.

Ранее, тоже вспыхнула и затем взорвалась пропановая АЗС, располагавшаяся на 26-м километре автодороги Краснодар — Кропоткин около станицы Васюринской. Почти полтора часа потребовалось пожарным, чтобы справиться с огнем.

Характерно, что в обоих случаях, как и вообще, при освещении практически всех ЧП, связанных с «газовыми» делами, СМИ упускают принципиально важную деталь. Взрываются и горят исключительно АЗС, использующие пропан-бутан, то есть так называемый «нефтяной газ», являющийся побочным продуктом производства бензина и дизтоплива. При этом происшествий с апокалиптичными финалами на заправках, где «разливают» природный газ не фиксировалось уже бог знает сколько лет. Причина тут в фундаментальных различиях между метаном и пропан-бутаном (он же сжиженный углеводородный газ (СУГ).

В промышленности зачастую метан используется в виде сжатого под высоким давлением. От того он и называется «сжатый природный газ» (иначе КПГ — «компримированный природный газ»). Так вот, КПГ легче воздуха, а пропан значительно тяжелей его. По этой причине, при утечке газообразного метана он устремляется ввысь и развеивается на большой высоте от земли, в то время как пропан-бутан в газообразном состоянии стелется по земле, скапливаясь в понижениях рельефа. И когда такое облако доползает до любого источника огня, происходит возгорание или взрыв. С метаном такого в принципе происходить не может. К тому же метан находится в баллонах под давлением, а значит, воздух — основной «ингредиент» возгорания — туда попасть не может. Поэтому и не фигурируют в пожарных сводках метановые заправки. Да и машин с метановым двигателем в них днем с огнем не сыщешь, а работающие на «нефтяном газу» туда попадают достаточно регулярно.

Из-за того, что эти виды газа часто путают, у многих автомобилистов создается скептическое отношение к машинам на газовом питании. В то время как преимущества метана как топлива и над бензином, и над пропан-бутаном очевидны. Недаром же отечественные автопроизводители осваивают серийный выпуск машин именно на метановом топливе. Уже достаточно давно работает в этом направлении АВТОВАЗ. Предприятия «Группы ГАЗ» также оснащают многие свои модели силовыми установками, потребляющими КПГ. При установке газового оборудования в заводских условиях обеспечивается максимальный уровень надежности газового оборудования. Например, в автомобилях, выпускаемых на Горьковском автозаводе, система обеспечения безопасности заводского газобаллонного оборудования двукратно продублирована электрически и механически. Баллоны не подвержены деформации при ДТП в силу конструктивной прочности. Все газобаллонное оборудование тщательно герметизируется и проходит техническую проверку.

На самом деле переход «на метан» имеет более чем прагматичные резоны, помимо соображений безопасности. Во-первых, для потребителя заправка машины природным газом означает более чем двукратное снижение затрат на горючее.

Во-вторых, двигатель изнашивается до 50% менее интенсивно. Газомоторное топливо не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя. При сгорании природного газа не образуется твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя.

В-третьих, метану, в отличие от пропана, не страшны низкие температуры, поэтому заправляться им можно даже в сильный мороз.

И для экологии метан куда менее вреден, чем бензин и дизтопливо. Выбросы вредных веществ снижаются по оксиду углерода — в 8 раз, по окислам азота — в 2 раза, по углеводородам — в 3 раза, по задымленности — в 9 раз, а сажа не образуется вовсе. Кроме этого, метан не канцерогенен, общая токсичность ниже, чем у сжиженного углеводородного газа.

Однако массовая «метанизация» российского автотранспорта упирается во многом в предрассудки граждан, появившиеся благодаря «пропан-бутановым» ЧП вроде волгоградского. Остается надеяться, что власти осознают это и предложат автовладельцам дополнительные стимулы для распространения транспорта на метановом топливе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру