Дистанционка диктует свои правила: нужны образовательные платформы

«Именно сейчас посещать школу — терять драгоценное время»

Если бы в прошлом сентябре мне сказали о том, что я сделаю это, я бы покрутила пальцем у виска.

Я удивлялась людям, которые на такое пошли, и была уверена, что даже конец света не заставит меня принять подобное решение.

Что это выбор для слабаков, социопатов, болезненных и, как исключение, спортсменов, которым в принципе знания не нужны. Семейное онлайн-обучение. Не на две недели во время вынужденного карантина, а вообще, насовсем.

«Именно сейчас посещать школу — терять драгоценное время»

Моя одиннадцатиклассница-дочь за один день перешла в экстернат. Так же, как сотни тысяч россиян от 6 до 18 лет по всей стране.

Мы ушли из отличного, элитного учебного заведения, где конкурс для девочек был 12 человек на место, после того, как поняли, что нормальной учебы в ближайшее время ждать не приходится.

Даже в прошлом, весьма спокойном учебном году за обычные парты не сели более 100 тысяч школьников. При этом еще два года назад альтернативные формы образования, в основном по состоянию здоровья, выбирали лишь 8,5 тысячи.

«10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», — сообщал в прошлом году председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

В 2019-м это объясняли ухудшившимся качеством российского образования. В 2020-м — жизненной необходимостью. Слава богу, законодательно детям не успели запретить уходить на семейное обучение.

Предполагали, что ежегодно цифра покидающих стандартную очную школу станет увеличиваться вдвое. Но никто не мог и подумать, что она подскочит сразу в пять раз.

Те, кто перенес болезнь (как в нашем случае) и не готов пока справляться со школьными нагрузками, те, кто застрял за границей и не может физически вернуться, те, кто боится заболеть, и те, кто понимает, что формальная удаленка, та, что уже была полгода назад, приведет только к одному — очередной профанации.

В первые дни учебы коммерческие образовательные платформы рухнули от наплыва новых учеников, такого не ожидал никто, их телефонные линии оказались перегруженными, многие не могли даже войти на уроки, потому что в виртуальных классах разом оказалось до трехсот учеников одновременно...

Родители вдруг поняли, что окончить нормально школу в год, когда миром правит ковид, невозможно. Самые дальновидные заранее забирали документы из обычных учебных заведений...

И первый месяц осени подтвердил неутешительный прогноз: классы по всей стране хаотично отправляются на самоизоляцию, учителя психуют, потому что после того, как отвели уроки в обычной школе, должны еще что-то вбить в головы детям, принудительно засевшим дома, а сами родители не могут придумать, что делать им, если не болеющего, но контактного малолетнего ребенка посадили на карантин, а они весь день на работе, 125 УК РФ «Оставление в опасности» никто не отменял. Да и с теми, кто заболел, — это месяц пропуска даже при легком течении инфекции, нужно что-то делать.

Как всегда, надеялись на авось. Разумеется, Роспотребнадзор клятвенно заверял: никакого роста заболеваний в школах не будет, достаточно дезинфицировать помещения во время перемен, закрепить за каждым классом отдельный кабинет, запретить массовые мероприятия и в обязательном порядке измерять температуру при входе в школы.

На деле у дверей по утрам толпится куча учеников, чихая и кашляя друг на друга, педагоги-предметники со своими микробами перемещаются из класса в класс, маски в принципе никто не носит, потому что невозможно высидеть в них по шесть часов и родителям дано право выбора, носить или не носить. Почему об этом никто не подумал заранее?

Как результат — частично ушли на вынужденную дистанционку Бурятия, Ярославль, Екатеринбург, Рязань, Тамбов, Тюмень, Курган, остальные регионы. И что будет завтра, если смотреть на выросшие цифры статистики коронавируса, не скажет никто.

«Именно сейчас посещать школу — терять драгоценное время. По всем основным предметам все равно пришлось нанять репетиторов», — рассказывает Анжела, мать шестиклассника.

«В нашем классе трое взяли время на заочное обучение, они отдыхали на курортах и не хотели возвращаться в Москву. Но на полную четверть остались только мы, я написала заявление, — делится Станислава, мама четвероклассницы. — Почему остались — комплекс причин. Из опасения, что всех опять запрут, — лучше сидеть на даче, чем в Москве в четырех стенах. И просто было нежелание возвращаться после такого приволья. Мы привозим на проверку тетради раз в 2–3 недели. Но вот контрольную нам не дали заочно написать, сказали — вот вернетесь и напишете».

Вернутся ли?

Дистанционное образование от самой школы — не выход. Мы это уже проходили.

«У нас учителя весной просто присылали домашние задания, причем ночами и в таком объеме, что складывалось впечатление — они явно не в себе», — рассказывает Алина, нынешняя девятиклассница.

«Я поругалась с классным руководителем моей дочки, она учится в третьем, — рассказывает 35-летняя Людмила, тоже журналистка. — Почему учительница должна получать зарплату за то, что фактически ее работу выполняю я, провожу уроки, объясняю новый материал?»

А когда в сентябре все вернулись за парты, чиновники от образования, будто не понимая, что дети фактически выпадали из реального учебного процесса на полгода, тут же забросали их всероссийскими проверочными работами.

Оказалось, что наша педагогика совершенно не подготовлена к тому, чтобы работать в чрезвычайных обстоятельствах.

За лето никто не научил учителей объяснять предметы онлайн, никто не придумал, что делать, если детей в семье несколько, а компьютер один, не создал методику, как школьникам-то воспринимать и усваивать происходящее на экране компьютера, нет технологии проверок усвоенного материала.

Вернее, есть, но только у частников. Как и лучшие учителя, и опыт, и желание. Но только за деньги.

Семейное обучение в премиальном варианте, мягко говоря, недешево. Например, 11-й класс моей Полины обошелся как семестр учебы в топовом вузе — 180 тысяч рублей. И это со всеми скидками и преференциями. С обратной связью, индивидуальным наставником, подготовкой к ЕГЭ и присоединением для сдачи аттестации к частной школе. И я прекрасно понимаю, что большинство родителей в эпоху экономического кризиса и пандемической неразберихи позволить себе таких трат никак не могут.

«Супер! Как здорово! Мы тоже хотим», — хлопали в ладоши почти все, кто услышал о нашем решении. И разочарованно вздыхали: слишком дорого.

А что делать? Многие еще думают, но судя по тому, что первая четверть может опять завершиться всеобщим карантином, альтернативы нет.

И государство уже сейчас должно позаботиться о том, чтобы создать подобные платформы с возможностью подключиться к ним бесплатно. Или дать возможность для детей пользоваться имеющимися — да, это государственные деньги, другого выхода нет, иначе на выходе мы получим неучей.

Естественно, пандемия рано или поздно закончится. Но до этого нужно дожить, не потеряв зря еще один учебный год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28375 от 28 сентября 2020

Заголовок в газете: Тотальный «дистант»