Владимир Мединский призвал принципиально изменить преподавание истории в школе

Не бороться с фальсификаторами истории, а отстаивать свою точку зрения

Преподавание истории в школе, по мнению экс-министра культуры, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, должно принципиально измениться. Об этом он рассказал в своем докладе на форуме «История для будущего. Новый взгляд». Отечественную историю нужно преподавать синхронно с зарубежной. При этом на смену огромному избыточному массиву информации, апогеем которого являются сейчас задания ЕГЭ, должно прийти воспитание исторической памяти и любви к прошлому своей страны. Само же изучение истории должно строиться так, чтобы воспитывать в детях не чувство неполноценности, а понимание истоков тех или иных исторических процессов и как следствие — исключение возможности их повторения.

Не бороться с фальсификаторами истории, а отстаивать свою точку зрения

Свою программу перестройки подходов к изучению истории в нашей стране, и в том числе в школе, экс-министр культуры уложил в 6 основных пунктов. Это развитие исторической памяти и формирование государственной исторической политики; синхронное изучение отечественной и зарубежной историй; формирование позитивного отношения к истории своей страны и чувства ее непрерывности; а также воспитание «сложного» человека — осмысленного гражданина, а не «винтика» госмеханизма.

Любопытно, что при таком подходе развитие исторической памяти в народе не сопрягается Мединским с традиционной для нашей страны «борьбой с фальсификаторами истории». Вместо этого предлагается следовать примеру США, которые «насаждают свою точку зрения». Тем же путем, по мнению Мединского, должны двинуться и мы, «тем более, что нам это будет легче, чем нашим оппонентам, ибо мы говорим правду и в фантазиях не запутаемся».

Относиться к основным событиям и действующим лицам своей истории при новом подходе к делу россияне должны взвешенно — не впадая ни в бездумное восхваление, ни порицание. Причем, даже, если это касается таких одиозных фигур, как, скажем, Иван Грозный: «Не оправдывайте,- призывает Мединский, -. Но судите не по Хельсинским декларациям и документам ООН о правах человека. Судите по законам и понятиям ТОГО времени!» При этом не худо бы сопоставить деятельность того же Грозного с действиями такого его современника, как, скажем, Генрих VIII или организаторами Варфоломеевской ночи, подчеркивает он. И многое станет ясно.

Но для этого, подчеркивает Мединский, надо перестроить весь процесс преподавания истории в наших школах: «Я давно призывал в этой связи полностью пересмотреть подходы к изучению истории в школе, отойти от примитивного принципа последовательности – к познанию истории мира в сравнении». Другими словами, дети должны изучать одновременно и российскую, и зарубежную историю. Только лакировать историческую действительность не надо, а позитивный подход к своей истории, считает Мединский, обеспечит воспитанная со школьных лет «любовь к собственному прошлому».

«История не должна быть не заставляющей поверить в собственную неполноценность, но и не лакированной, - говорится в докладе, - Поэтому мало рассказать в учебнике про массовые репрессии 1930-х. Надо показать, что они были не просто порождены режимом, они были обусловлены системой, созданной Лениным и  Сталиным. Надо это знать и понимать, чтобы исключить даже теоретическую  возможность воссоздания подобной системы,- вот суть предлагаемого им подхода. При этом история должна быть непрерывной:  Современная Россия – правопродолжатель СССР ровно также, как Советская Россия – правопродолжатель  Империи, а та, в свою очередь – Московского государства и Древней Руси». 

Вот эту-то непрерывную историю и надо изучать. Но механическое увеличение часов истории в школе, введение ЕГЭ лишь приведет к перегрузке цифрами и датами. Их можно вызубрить, но как они сформируют личность? Изучение истории должно идти не через восхваление, не через глумление над прошлым, а через осмысление и принятие, подчеркивает Мединский.

- Понять свое прошлое, чтобы избежать трагических ошибок в будущем и понимать, куда мы движемся - вот в чем суть,- заявил «МК» научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.- Вот, скажем, на какое-то время после революции 1917 года у нас оставили в истории только революционные движения, а все остальное, включая Александра Невского или Дмитрия Донского выкинули. Но перед самой войной историю вернули и в школы, и в ВУЗы, потому что поняли: скоро придется защищать Родину. А возникла она гораздо раньше, чем 1917 год!

Важно и другое: история России — великая история, подчеркнул эксперт:

- Я уж не говорю о том, что наш Большой театр построили раньше, чем возникли США. Уникальность нашей страны состоит в том, что она не раз спасала от гибели всю европейскую цивилизацию, будь то нашествия Османской империи, армий Наполеона или гитлеровских полчищ. Все это должны знать молодые поколения. А отсюда — возрастание роли наших учителей. Вот только учебники истории должны быть интересными для детей, уроки должны проходить не только в классах, но и в исторически-значимых местах, а самих педагогов нужно освободить от всех бюрократических формальностей, отвлекающих их от преподавания!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру