"Учителя повыгорали": эксперты назвали этапы ухудшения

«Раздражительность, истощенность, отстраненность»

Последние опросы свидетельствуют: одной из главных своих проблем и источников тревоги российские учителя называют профессиональное выгорание. Это негативное явление, как оказалось, имеет свои ярко выраженные признаки и стадии. Однако справиться с ним можно, заверили участники круглого стола, посвященного этому из самых страшных профессиональных заболеваний учителей.

«Раздражительность, истощенность, отстраненность»

О профессиональном выгорании школьного педагога, рассказала руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» Ирина Савицкая, свидетельствует появление таких психологических новообразований, как эмоциональная усталость, формализм в работе и отстраненность от жизни школы.

Накапливается этот негатив постепенно. Однако набор факторов, ведущих к выгоранию, велик. Это и засасывающая рутина с бегом все по тому же по кругу из года в год. И пребывание в постоянном стрессе от чрезмерных нагрузок. И потеря контроля над ситуацией. И сверхвысокие требования к работе со стороны начальства.

Среди других причин специалисты называют также недостаточность ресурсов, необходимых для эффективной работы (в этой связи и подумать страшно, сколько повыгорало наших учителей, брошенных весной этого года на дистанционку без какой бы то ни было материальной и технической поддержки со стороны руководства, и сколько еще выгорит осенью, если подход властей к этой проблеме не изменится). Работает на выгорание и недостаток финансового и морально-эмоционального признания работы учителя, а также наличие конфликтов на работе.

Все это приводит к тому, что педагог начинает ощущать неладное буквально на физиологическом уровне. Его не оставляет постоянное чувство усталости, апатии, которые он ощущает, едва проснувшись утром. Идти на работу не хочется. А когда он все же туда приходит, его раздражает буквально всё — от школьного начальства и коллег до самого последнего ученика.

В итоге работа учителя становится менее продуктивной — он выполняет лишь минимум требований, уклоняясь от остальной работы. Ученик становится для такого педагога не личностью, а лишь некой емкостью, в которую надо «закачать» знания. Начинаются конфликты и со школьниками, и с родителями, а там и проблемы со здоровьем: подскакивает давление, начинается бессонница, а следом — депрессия. (Последней, по словам специалистов, страдают не менее 90% людей с профессиональным выгоранием).

Примечательно, что особенно подвержены профессиональному выгоранию учителя сравнительно молодые — возрастной группы около 30 лет. Это происходит с ними, во-первых, из-за отсутствия опыта, приводящего к работе на износ, а, во-вторых, из-за неуверенности в себе. Да и вообще люди с низкой самооценкой — любимая добыча профвыгорания в любой сфере.

Стадии прогрессирования профессионального выгорания учителя также определены. На первом этапе раздражительность по отношению ко всему связанному с работой. На втором — чувство истощения и хронической усталости. На третьем — полная отстраненность и уклонение от работы. И всё. Приплыли. Особенно, если раздражительность и усталость носят постоянный, хронический характер и не сбиваются ничем — ни отпуском, ни переменой вида деятельности.

Преодолеть профессиональной выгорание учитель может попытаться собственными силами. Например, если его стала сильно раздражать рутина, заняться чем-то, что связано с вызовом — скажем, поучаствовать в марафонском забеге. Если одолели стрессы, напротив, надо заняться чем-то спокойным — генеральной уборкой дома или, скажем, вышиванием. Ну а усталость от повышенных требований, по словам специалистов, лучше всего лечится... просмотром видео с котиками.

Однако спасение утопающих, вопреки известной поговорке, явно не должно быть исключительно делом их собственных рук. Многое, рассказала директор московской школы № 2065 Наталья Файдюк, может (и, добавим, должно) сделать руководство школы. Например, в этом учебном заведении оно для начала озаботилось улучшением общей атмосферы в школе, затем привлекло к делу психологов, а затем поддержало свое профессиональное сообщество приобретением новых педагогических знаний, занятиями физкультурой и развитием всяческих хобби.

Хорошо бы, чтобы тем же курсом двинулись и другие российские школы. Впереди наших учителей ждут нелегкие времена, так что самое время из поддержать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру