Осенний семестр, начавшийся в Америке, не имеет аналогов: «Коронавирус скрывается за каждым углом, как вурдалак в кукурузном поле на Хэллоуин, чтобы в любой момент напасть, и в лучшем случае напугать до полусмерти, а то и убить каждого оказавшегося поблизости. Все это повергло мир образования в полный хаос»,- констатирует The New York Times, представляя исследование специалистов об изменениях, которые ждут американскую школу.
Про хаос — это неспроста. Некоторые школы в США на время пандемии закрылись. Другие продолжили работу, но, столкнувшись со случаями заражения детей, также закрылись. Одни перешли на онлайн, другие — нет, третьи выбрали смешанный способ обучения. А ведь в школах не только учат, напоминают авторы исследования. Дети здесь и едят, и проходят социализацию, и выходят в интернет, получая связь с внешним миром. Наконец, школа осуществляет присмотр за детьми, пока родители на работе. И вот, когда все это из-за пандемии стало рушиться на глазах, американцы решили действовать.
Единой системы среднего образования в США нет. Каждый штат и даже округ играет там по своим правилам, не заморачиваясь с «единым образовательным пространством», столь милым высшим чиновникам в России. А потому и способов поддержания на плаву школы в период пандемии в Америке оказалось немало. Однако вот что примечательно.
Вводя альтернативные способы обучения (а все они, понятно, основаны на новейших цифровых технологиях), американцы начали с того, что позаботились об обеспечении возможности использовать их там, где с этим были проблемы. Поэтому, например, прежде, чем реализовывать в Калифорнии свой проект создания «сети из 16 учителей-менторов» (они транслировали в интернете свои уроки с парой-тройкой учеников, а тысячи зрителей могли присоединяться к обсуждению в режиме видеоконференций), местные благотворительные организации собрали $ 4 млн, чтобы обеспечить оборудованием и программным обеспечением самые бедные школьные округа и отдельных школьников. И это сработало.
Отдельная проблема — отсутствие у миллионов американцев доступа к скоростному интернету, необходимому для онлайн-обучения — особенно, в сельских и бедных районах. Для ее решения в США использовали... школьные автобусы, превратив их в мобильные точки доступа к Wi-Fi. Оплату взял на себя школьный округ. И связь, на удивление, ни у кого не «висла»: учителя спокойно преподавали, а дети спокойно учились. Почему бы это?
Не забыли в США и о физвоспитании своих школьников.
«Многие из наших школьников — из небогатых семей, не имеющих возможности оплачивать спортивные занятия. Другим из-за боязни коронавируса родители не разрешают выходить из дома. Третьи живут в социально-неблагополучных районах,- рассказал школьный физкультурник Дерек Экман.- Поэтому мы решили: онлайн-занятия гольфом — вот что нужно в этой ситуации!» И приступили к видео-тренировкам замахов и других хитростей популярной игры.
Задумались в Америке и о поддержке психологического здоровья детей, ушедших на дистанционку. При личном общении с ними педагог сразу видит «красные флажки», сигнализирующие о неблагополучии. А как быть в условиях дистанционки? И учителя прошли недельный курс по распознаванию этих симптомов при удаленном обучении. Например, «не сделанное домашнее задание,- разъяснила клинический психолог Лайза Дэмур,- при обучении в классе, когда учитель имеет постоянный личный контакт со школьником, может и не быть такой уж проблемой. А при онлайн-обучении это может стать одним из ключевых показателей, а потому иметь важнейшее значение. Ведь пандемия для подростков — как буря, рвущая привычные связи с социумом».
Кстати, о связях. Проект «Pronto», запущенный в США группой ученых и программистов, каждый день в автоматическом режиме отслеживает в интернете ситуацию в тысячах американских школ по таким ключевым словам, как ковид, пандемия, закрытие и даже плексиглас, с помощью которого в США обеспечивают соблюдение социальной дистанции. В итоге, говорят американцы, достигается эффект «социального дистанцирования вместе».
Читайте также: Китайское чудо: как в стране подавили распространение коронавируса