Юрист рассказал о правах россиян, заморозивших половые клетки

Цели у всех разные, но технология и правовая база одна

Уже ни для кого не секрет, что каждый человек может заморозить свои половые клетки. Кто-то пока не готов к рождению ребенка, кому-то предстоит пройти курс лечения онкологического заболевания, в некоторых случаях нужно сохранить генетический материал и эмбрионы, оставшиеся после проведения программы ЭКО. О юридической стороне процесса нам рассказала юрист в области репродукции и генетики Евгения Сокова.

Цели у всех разные, но технология и правовая база одна

Что говорит закон

Право пациентов замораживать свои половые клетки зафиксировано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (323-ФЗ). А показания и противопоказания содержатся в приказе Минздрава №107н. Кроме того, здесь же оговаривается, что пациенты имеют право заморозить свой генетический материал вообще без каких-либо медицинских показаний, исключительно по собственной инициативе.

Как известно, при любом медицинском вмешательстве пациенты предварительно подписывают информированное добровольное согласие. Криоконсервация половых клеток и эмбрионов — не исключение. Приказ Минздрава №107н содержит общую форму такого согласия на программу ВРТ и криоконсервацию, которая предполагает выбор действий с гаметами/эмбрионами, оставшимися после проведения программы ВРТ. Варианты: собственно криоконсервация, утилизация или донация.

Заморозка эмбрионов

Что делать, если супруги, которые криоконсервировали свои эмбрионы, решат развестись? Или в случае смерти одного из них? Закон не предлагает никаких вариантов действий, поэтому медицинские организации, имеющие лицензию на ВРТ, самостоятельно расширяют информированное добровольное согласие на криоконсервацию. В случае заморозки эмбрионов пациентам могут быть предложены, допустим, такие варианты. В случае смерти одного из супругов — определить заранее судьбу эмбрионов: передать в распоряжение второго супруга, передать в распоряжение клиники, донировать, утилизировать. В случае смерти обоих супругов — передать в распоряжение клиники, донировать, утилизировать.

Некоторые организации также могут предложить заранее определить судьбу эмбрионов при разводе — например, передать их в полное распоряжение женщины. Однако такой подход не всегда кажется верным и с точки зрения этики, и с точки зрения закона. Почему?

Дело в том, что на момент заключения договора и подписания информированного добровольного согласия пациенты не могли предвидеть развития событий в случае развода, поэтому их мнение о судьбе эмбрионов со временем способно кардинально измениться. Хотя судебная практика в данной области уже существует (например, суд признал правомерной передачу эмбрионов женщине после развода, т.к. в информированном добровольном согласии пациенты прописали именно такое действие), говорить о тенденции слишком рано.

Возможные риски

Если все эти моменты четко не урегулированы, в случае развода могут возникать конфликты. Допустим, один из супругов хочет утилизировать эмбрионы, а другой считает нужным использовать их в цикле ЭКО.

Бывают ситуации, когда медучреждения вынуждены хранить эмбрионы без оплаты (один супруг написал заявление на утилизацию, а второй устно подтвердил, но не приехал в клинику для подписания документов). Поскольку по закону медицинские организации не обязаны хранить эмбрион дольше, чем предусмотрено договором, центр репродукции имеет полное право утилизировать биоматериал, оплата за содержание которого давно не поступает. Сроки, как правило, указываются в договоре хранения.

Можно ли передать свои эмбрионы другим пациентам

Поскольку законодательством предусмотрена возможность донирования половых клеток и эмбрионов, многие пациенты после проведения успешной программы хотят передать свой биоматериал другим пациентам — анонимно или открыто. Но тут возможны трудности.

Дело в том, что в законодательстве содержатся определенные требования к возрасту и состоянию здоровья доноров (физическому, психическому и генетическому). Таким образом, донорскими могут стать только те эмбрионы, биологические родители которых прошли полное обследование в соответствии с законом. Однако далеко не всем пациентам показаны психическое и генетическое обследование до вступления в программу ВРТ. Следовательно, не каждая пара может передать свои эмбрионы на донирование.

Даже если все эти требования соблюдены, нужно учитывать и другой момент. Программа ВРТ проводится только при наличии медицинских показаний, закрепленных в Приказе Минздрава №107н. Следовательно, если эмбрион передан пациентам без медицинских показаний к ВРТ, использовать его они не смогут.

Заморозка гамет (яйцеклеток и спермы)

С криоконсервированными половыми клетками ситуация несколько проще. Поскольку они не являются «общим» биоматериалом, как эмбрион, то и возникновение спора о праве куда менее вероятно. Договор хранения подписывает не пара, а один пациент, следовательно, при разводе каждый супруг оставляет себе свои собственные клетки.

Однако и в этом случае возможна ситуация, когда муж подписывает своего рода «отчуждение» своих гамет, то есть разрешает жене использовать его генетический материал для оплодотворения. В чем проблема? В таких согласиях не указывается, что они действуют «до развода» (по общему правилу информированные добровольные согласия являются действительными до момента их письменного отзыва пациентом), поэтому медучреждение о разводе может просто не узнать, если пациентка придет без мужа. А сделать это женщина имеет полное право, поскольку присутствие супруга при наличии заранее подписанных документов не требуется. Подчеркнем, что в обязанности медицинской организации не входит выяснение личных обстоятельств — эти сведения сообщает пациент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру