Учить в селе – не ссылка: эксперты обсудили образование в регионах

На Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» заговорили о качестве образования в отдаленных селениях

Проблему качества образования в небольших населенных пунктах лакмусовой бумажкой высветил ЕГЭ еще порядка 10 лет назад. Казалось бы, большинство детей общеобразовательных школ учатся по одинаковой программе и с помощью одинаковых учебников, да вот только на выходе порой разрыв между качеством обучения в некоторых селах и городах достигал невероятных масштабов. Как помочь ребятам из отдаленных ПГТ – этот вопрос не один год занимал десятки умов в Министерстве образования. В 2020 году в России стартовал проект «Земский учитель», который должен покрыть нехватку персонала в деревнях. О том, как он проходит и что сейчас происходит в регионах, на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» рассказали ведущие эксперты.

На Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» заговорили о качестве образования в отдаленных селениях

Программа «Земский учитель» должна решить проблемы школьного образования в населенных пунктах, где проживает менее 50 тысяч человек. По обыкновению в таких скромных селах и деревнях дети в основном заняты помощью родителям по хозяйству, нежели учебой. Эта уже традиционно сложившаяся ситуация лишает ребят возможности получить в дальнейшем качественное среднее, не говоря уже о высшем, образование. Увы, не каждый родившийся в России ребенок – это юный Михаил Ломоносов, который был способен пройти пешком до столицы, лишь бы получить знания, благодаря которым можно реализовать все свои природные данные. Тем не менее в нашей стране необходимо развивать программы, которые могли бы уравнять шансы каждого учащегося, независимо от его места проживания.

Вторая немаловажная цель «Земского учителя» – решение кадровых проблем сел и предоставление молодым специалистам вакансий для работы. Согласно статистике, из 42 000 школ, работающих на территории РФ, более 26 000 расположены в небольших населенных пунктах. При этом выпускники педагогических вузов стремятся найти места в учебных заведениях больших городов или предпочитают работу не по профилю возможности отправиться в «глубинку». Причины этому вполне предсказуемы: привычка жить в большом городе, страх перед переездом, неясность перспектив такого поступка и невысокий доход педагогов в отдаленных частях России. Вот и остаются для детей из сел только самые заслуженные учителя пенсионного возраста. С одной стороны, они уже зарекомендовали себя за десятилетия работы, но с другой, таким преподавателям очень сложно перейти на новые системы работы, например, на удаленное обучение своих школяров.

Теперь же молодые специалисты, которые готовы поменять место жительства, могут претендовать на весомую компенсацию. Тем, кто отправляется на Дальний Восток, положено 2 млн рублей. Остальным – 1 млн. Для региональных цен это весомые деньги, особенно при учете, что от государства им также по программе полагается и другая поддержка.

Ведется и масштабная программа по ремонту школ. Оценить новое оборудование классов решилась Туяна Дамдинова. Молодой учитель английского языка попала в свою небольшую школу Закаменского района Республики Бурятия три года назад и считает, что идти работать в небольшие учебные заведения в селах не страшно, а даже приятно, а главное – необходимо.

– Я сама училась в этой школе и решила продолжить свой карьерный путь именно здесь, помогая местным ребятам, – рассказывала Туяна во время своего доклада на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда». – Скажу сразу, у нас программа «Земский учитель» очень востребована. На место претендовало почти 500 кандидатов не только из Бурятии, но и других регионов. Всего в республике не хватает порядка 200 учителей, но большинство – в отдаленных районах. Сельская школа – это не место ссылки, а место реализации своих профессиональных и личностных возможностей. Я считаю, что программа «Земский учитель» решает острые проблемы: кадровые, с которой сталкиваются руководители большинства сельских школ; предоставление молодым специалистам возможности получить желаемую работу; улучшение социальной жизни учителей.

Единовременная выплата начисляется в год трудоустройства при условии заключения трехстороннего контракта со школой на 5-летний термин с нагрузкой 18 часов в неделю или более. Куда именно педагог может потратить полученные от государства деньги, закон не регламентирует. Получить работу может любой педагог до 55 лет (с опытом и без) с высшим или средним профессиональным образованием.

Еще одной важной вехой в развитии региональной образовательной системы стало начало создания и внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Минпросвещения определило 14 регионов, в которых уже с 1 сентября минувшего года начался процесс. Эксперимент направлен на создание условий для использования ЦОС на всей территории России. В число счастливчиков, где будет опробован пилот, вошли: Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Регионы также получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования».

В них идет процесс создания платформы ЦОС, оснащения образовательных организаций необходимой инфраструктурой и разработка контента. Внедрением целевой модели занимаются Минпросвещения, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов. Отметим, в будущем ЦОС будет интегрирована с порталом госуслуг.

Получается, что в скором времени, как ни крути, но даже самым отдаленным школам в регионах придется перейти на цифру. Но некоторые передовики вводят общение через мессенджеры уже сейчас. Так, например, директор МБОУ Петропавловской школы СОШ №39 Курагинского района Красноярского края Константин Гуреев на своем выступлении во время Всероссийского форума «Новая образовательная среда» рассказал, как он с коллегами реализует переход от классической формы обучения к прогрессивной.

– Наша главная задача – вовлечь детей в процесс обучения, а не заставить их учиться, – говорит Гуреев. – У нас появилась вновь введенная школа, оснащенная современными аудиториями, оборудованием, технологиями, и мы начали создавать программу развития школы в первые месяцы ее существования. Эта программа – совместный проект участников образовательного процесса школы и стейкхолдеров. Мы решили вовлечь детей в командную деятельность, чтобы научить их, что партнерство важнее конкуренции. В нашей школе уже реализовано несколько стартапов: развивающее обучение по системе Эльконина – Давыдова в начальной школе, персонифицированная модель образования в основной школе и школа социального проектирования в средней школе. В ближайшее время хотим запустить прогрессивный курс «Футурологии» – взгляд в будущее, в котором нам жить». Мы должны говорить с детьми на одном, современном языке. Дать им свободу творить и общаться в цифровом пространстве, при этом не выпадая из-за консервативных взглядов из их жизней. Путь от ученика до учителя должен быть всего в один шаг, от учителя до ученика – 1 секунда.

Еще одним важным моментом развития региональной образовательной среды поделилась министр образования Тверской области Юлия Коваленко. По мнению чиновницы, на качество образования сильно влияет обмен опытом между педагогами, их общение внутри профессионального сообщества. Поэтому в субъекте ведется большая работа по созданию профсоюзных муниципальных и региональных организаций. Это и региональная ассоциация родителей, и отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, и Собрание ассоциаций учителей и преподавателей Тверской области, и ассоциации педагогов дошкольного образования, учителей сельских школ, начальных классов, библиотекарей, педагогов дополнительного образования детей, молодых педагогов, молодых руководителей, и педагогические ассоциации учителей-предметников (математиков, химиков, биологов, филологов, литераторов, историков, технологов, географов, иностранных языков, физической культуры), и объединение учителей «Основы православной культуры», и Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области. Огромный список, а ведь это еще не считая сетевых сообществ для учителей. Все это помогает педагогу чувствовать колоссальную поддержку коллег. Ведь для хорошего качества образования мало владеть последними «фишками» преподавания и психологии, необходимо и самому быть уравновешенной, спокойной, счастливой личностью, ведь любые переживания или комплексы учителя дети считывают за секунды. Важно и развитие наставничества для учителей, которые только-только вступили на свой профессиональный путь.

В целом, как показал Всероссийский форум, у нас в стране есть специалисты, которые болеют искренне за свое дело и максимально вкладываются в развитие детей. Теперь все их усилия поддерживает и государство с помощью реализации задач национального проекта «Образование». Все это вкупе должно дать свои плоды уже в ближайшие годы. Отрадно слышать и то, что пандемия, нарушившая привычный нам уклад жизни, не оказалась катастрофой для российского образования. Быть может, в некоторых отдаленных от центра районах регионов она даже стала некоторым катализатором развития.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру