На ГАЗе рассказали о новых технических решениях

Как молодые специалисты предприятия создали альтернативу маневровым тепловозам

К совершенствованию технических процессов машиностроительный холдинг «Группа ГАЗ» привлекает молодых талантливых специалистов собственного инженерного центра. Они предлагают новые технические решения, участвуют в высокотехнологичных проектах и, конечно, получают возможность профессионального роста. В этом кроется один из принципов, заложенных акционером компании Олегом Дерипаской: развитие собственных высококвалифицированных кадров, которые будут создавать будущее мирового автомобилестроения.

Как молодые специалисты предприятия создали альтернативу маневровым тепловозам
Михаил Панфилов разработал уникальную систему комбинированного хода

Одним из ярких примеров нестандартной инженерной мысли конструкторов стал проект создания локомобиля на базе грузовика Садко «NEXT». Скрестив машину и локомотив, на ГАЗе оригинально решают проблему изношенности парка железнодорожной техники, которая используется для доставки компонентов и техники по России. Для приобретения больших тепловозов нужны многомиллионные инвестиции. Но заводским железнодорожникам подходит техника меньшей размерности и стоимости. Поэтому они предложили конструкторам Объединенного инженерного центра компании разработать автомобиль на комбинированном ходу. За дело взялись молодые специалисты Михаил Панфилов и Тимофей Догадин.

- По сути, мы создаем многофункциональную альтернативу маневровым тепловозам, - поясняет один из авторов разработки, инженер-конструктор первой категории Михаил Панфилов. – Их применяют для составления поездов и транспортировки вагонов на небольшие расстояния. Мы сами можем сконструировать локомобиль, сэкономив существенные затраты для компании. А потом предложим продукт другим заказчикам, ведь внутренние железнодорожные пути есть у многих производителей.

Вначале конструкторы хорошенько исследовали рынок аналогичной техники. После предварительной проработки стало понятно: создать локомобиль, полностью соответствующий автомобильным и железнодорожным правилам, - можно. Но к локомобилю предъявляются особые требования. Прежде всего, необходимо обеспечить тяговое усилие для движения 7 вагонов. Иными словами, состав весом до 700 тонн должен тронуться с места и двигаться в нужном направлении. На следующем этапе количество вагонов для транспортировки планируется увеличить до 10.

Задачу можно реализовать только на полноприводной технике. В линейке ГАЗа таким параметрам удовлетворяет грузовик «Садко NEXT».

- Решение очевидное - максимально сохранить базовое шасси «Садко NEXT» и установить на него железнодорожное оборудование, это позволит вносить минимальные изменения в производство, - поясняет Михаил Панфилов.

Однако самое очевидное не значит самое простое: дорабатывать существующее транспортное средство гораздо сложнее, чем создавать технику с нуля. Но у молодых инженеров искать нестандартные решения – в крови. Михаил Панфилов разработал уникальную систему комбинированного хода, а Тимофей Догадин - пневматическую систему торможения прицепного состава. Пригодилась газовская школа, особенно опыт работы с гусеничной техникой. Одним из преимуществ стали также более легкие сборка, регулировка и приведение в действие. Также соблюдено ключевое требование – надежность, чтобы обеспечить безопасность при движении по железной дороге и дорогам общего пользования.

Тимофей Догадин - разработчик пневматической системы торможения прицепного состава

- Локомобиль с легкостью может заменить дорогостоящий маневровый тепловоз. И даже взять на себя более широкий спектр работ, - уверен инженер-конструктор Тимофей Догадин.

Разработку высоко оценили на ежегодной корпоративной научно-технической конференции компании «Будущее создается сегодня», где проект занял первое место в секции «Современное проектирование продукта».

Разработчики уже приступили к сборке прототипа, в следующем году начнут испытывать новинку. А сотрудники из управления железнодорожного транспорта Горьковского автозавода с нетерпением ждут прототип, чтобы проверить его в деле. Ведь такой локомобиль очень нужен в железнодорожном хозяйстве многих компаний.

Фото: Артем Семенов